Наумова Дарья
Наумова Дарья
Сообщений 1 страница 15 из 15
Поделиться22014-03-03 14:13:46
часть 2. 2. Цели и задачи управления запасами в организации. Показатели состояния запасов в организации. уровень обслуживания
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-23 18:37:54)
Поделиться32014-04-04 22:32:04
План проекта:
Глава 1 Понятие запаса, их классификация, роль и задача на фирме
Глава 2 Управление запасами в организации
2.1 Этапы политики управления запасами
2.2 Системы управления запасами в фирмах
2.3 Оптимальный размер запасов и контроль их состояния
2.5 Основные цели и задачи управления запасами в организации
Глава Основные особенности складских помещений и операций
Глава 4 Показатели состояния запасов в организации
4.1 Коэффициент оборачиваемости товарных запасов
4.2 Объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара
4.3 Интервал времени между поставками
4.4 Затраты на хранение и стоимость организации заказа
Глава 5 Уровень обслуживания запаса
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 14:13:23)
Поделиться42014-04-05 19:31:58
Глава 1 Понятие запаса, их классификация, роль и задачи запасов на фирме
Для начала изучения системы управления запасами на предприятии необходимо определить смысл понятия “запас”:
Запасы - материальные ценности, оборотные средства в виде сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, готовой продукции, не используемые в данный момент в производстве, хранимые на складе и предназначенные для последующего использования. [1]
Запасы - материалы и продукция, составная часть оборотных фондов компании, отражаемые в активе баланса. [2]
Таким образом, в общем, запасы - это форма существования материального потока.
Классификация запасов в логистике:
1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду:
Запасы:
- материальных ресурсов;
- незавершенного производства;
- готовой продукции;
- тары;
- возвратных отходов.
2. По отношению к базисным логистическим функциям:
Запасы:
- совокупные;
- в снабжении;
- производственные
- сбытовые (товарные).
3. По отношению к комплексным логистическим функциям:
Запасы: - складские;
- транспортные (в пути, транзитные);
- грузопереработки.
4. По функциональному назначению:
Запасы:
- текущие (регулярные);
- страховые (гарантийные);
- подготовительные;
- сезонные;
- продвижения;
- спекулятивные;
- устаревшие (неликвидные).
5. По отношению к звеньям логистической системы или логистическим посредникам:
Запасы:
- у поставщиков;
- у потребителей;
- у торговых посредников;
- у посредников в физическом распределении. [3]
Основные виды запасов по отношению к базисным логистическим активностям:
1. Запасы в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до материальных складов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.
2. Производственные запасы – это запасы сырья, материалов и незавершенного производства, предназначенные для обеспечения производственной программы в пределах производственно-технологических подразделений фирмы.
3. Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся на складах фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи). [4]
По отношению к комплексным логистическим функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки:
1. Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.
2. Транспортные запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессии транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного из них.
По функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные:
1. Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.
2. Подготовительный запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению.
3. Сезонные запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера производства.
Основная роль и задача запасов:
На уровне фирм запасы относятся к числу объектов, требующих больших капиталовложений, и поэтому представляют собой один из факторов, определяющих политику предприятия и воздействующих на уровень логистического обслуживания в целом.
Изменения объемов товарно-материальных запасов в значительной степени зависят от превалирующего на данный момент отношения к ним предпринимателей, которое, безусловно, определяется конъюнктурой рынка. Когда основная масса предпринимателей настроена оптимистично относительно возможностей экономического роста, они расширяют свои операции, увеличивают объемы инвестиций в создание запасов. Важными факторами выступают здесь качество принимаемых решений, а также то, какая конкретно технология управления запасами используется.
Таким образом, роль запасов заключается в обеспечении эффективной деятельности производственного предприятия и бесперебойного производства конечной продукции. Задачей запасов является удовлетворение потребности производства в материалах, комплектующих изделиях и других ресурсов для бесперебойного производства.
Основная терминология в области управления запасами:
• Политика управления запасами состоит из решений — что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.
• Управление запасами предприятия — интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её — на всем протяжении цепи управления поставками.
• Контроль над состоянием запасов — техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления вручную, без использования информационных систем.
• Пороговый уровень запаса - используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
• Потребность в материальных ресурсах - объем продукции производственно-технического назначения определенного ассортимента и качества, необходимый для обеспечения непрерывного производственного процесса и выполнения программы выпуска продукции. [5]
Стоит отметить, что в зарубежном логистическом менеджменте отсутствует единый подход в терминологии в области логистики управления запасами. В частности, профессора Д.Дж.Клосс и Д.Дж.Бауэрсокс указывают на тот факт, что «снабжение» может включать в себя организацию и закупки внешних поставок товаров, материалов, комплектующих и/или готовой продукции от поставщиков на сборочные или производственные предприятия, склады торговых или промышленных компаний, а также в розничную сеть.
Нормативные акты и документы, регулирующие в области управления запасами:
Аудит материально-производственных запасов осуществляется на базе следующих нормативных документов:
1. ПБУ №5/01 «Учет МПЗ».
2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.1995г.).
3. Методические указания по бухучету МПЗ (утв. Приказом МФ РФ №119н от 28.12.2001г.).
Кроме того, вопросы учета и оценки сырья, материалов, готовой продукции, товаров и незавершенного производства рассматриваются в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Этот документ утвержден приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Практическое применения различных систем управления запасами в мире:
Современные предприятия уже включили управление запасами в состав основных направлений активно осуществляемой стратегии своего поведения в рыночной среде и стараются используют данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств, повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.
В большинстве зарубежных фирм сфера деятельности по обеспечению торговой компании или фирмы-производителя принято называть Purchasing/Procurement (закупки/управление снабжение (закупками). Эта же область логистики в отечественной практике довольно часто называется «материально техническим обеспечением» («снабжением»). [6]
Практическое применения различных систем управления запасами в России:
На сегодняшний день большая часть российских торговых компаний имеют собственные службы (отделы) логистики, отвечающие за закупки и управление запасами. Дело, конечно же, не в том, как называется процесс, а в том, что на современном этапе отмечается изменение характера обеспечения компаний и производителей: от жестко централизованного и строго фондируемого снабжения — к совершенно свободной оптовой продаже. Это потребовало внедрения новых методов и форм работы с поставщиками снабженческих подразделений компаний, решения принципиально новых тактических и стратегических задач, за которые отвечает логистика производства, снабжения и контроля за запасами.
Важным обстоятельством в эффективной системе управления запасами на предприятии является контроль за уровнем запасов на предприятии. Так как недостаток производственных запасов у предприятия приводит к нарушению ритмичности его производства, снижению производительности труда, перерасходу материальных ресурсов из-за вынужденных нерациональных замен и повышению себестоимости выпускаемой продукции.
Недостаток сбытовых запасов не позволяет обеспечить бесперебойный процесс отгрузки готовой продукции, соответственно это уменьшает объемы ее реализации, снижает размер получаемой прибыли и потерю потенциальной клиентуры потребителей продукции, выпускаемой предприятием. В то же время наличие неиспользуемых запасов замедляет оборачиваемость оборотных средств, отвлекает из оборота материальные ресурсы и снижает темпы воспроизводства и ведет к большим издержкам по содержанию самих запасов.
Функционирование промышленного предприятия при относительно высоком уровне у него запасов будет совершенно не эффективным. В данном случае предприятие имеет у себя по отдельным группам товарно-материальных ценностей запасы больше действительно необходимых их значений - излишние запасы. В связи с этим оно дополнительно должно вложить в них значительные оборотные средства, что приводит соответственно к недостатку свободных финансовых ресурсов - снижению платежеспособности предприятия, невозможности своевременно приобрести необходимые для производства материальные ресурсы, оборудование, рассчитаться с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и по зарплате с персоналом и т.д.
Таким образом, рассмотрев терминологию, классификацию, нормативные акты, регулирующие систему управления на производственном или торговом предприятии, мировую и отечественную практику, можно сделать вывод, что управление запасами является важным составляющим в эффективной системе планировании и функционировании предприятия.
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 14:14:10)
Поделиться52014-04-05 20:56:00
Глава 2 Управление запасами в организации
2.1 Этапы политики управления запасами
Политика управления запасами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающейся в оптимизации общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечении эффективного контроля за их движением.
Политика управления запасами включает следующие этапы:
1. Анализ запасов товарно-материальных ценностей в предшествующем периоде
2. Определение целей формирования запасов
3. Оптимизация размера основных групп текущих запасов
4. Оптимизация общей суммы запасов товарно-материальных ценностей, включаемых в состав оборотных активов
5. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии.
6. Реальное отражение в финансовом учете стоимости запасов товарно-материальных ценностей в условиях инфляции.
Для общего представления об управлении запасами необходимо знать следующую терминологию:
• EOQ - методика расчета оптимальной партии поставки.
• Оптимизация материальных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления технологического цикла его операционной деятельности.
• Интегральная оценка экономической эффективности оптимизации материальных потоков может быть получена путем использования "метода совокупных затрат", в основе которого лежит сравнение суммы полных затрат на организацию материальных потов оборотных активов до и после проведения их оптимизации.
Нормативные акт, регулирующий область политики управления запасами является приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01".
Практическое применения различных систем управления запасами в мире:
Среди систем контроля за движением запасов в странах с развитой экономикой наиболее широкое применение получило "Система АВС". Суть этой контролирующей системы состоит в разделение всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования отрицательных последствий их нехватки для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т.п.
Определенное распространение в зарубежной практике контроля запасов получила и "Система уровня повторного заказа". Она применяется обычно специализированными предприятиями торговли с относительно узким ассортиментом товаров, но с достаточно обширным контингентом покупателей.
В основе этой системы лежит предварительное установление трех нормативных элементов уровня запаса по определенной товарной позиции:
1. средний период исполнения заказа, в днях;
2. страховой запас на возможное нарушение срока поставки товара;
3. страховой запас на возможное превышение среднего уровня спроса покупателей на товар.
На основе суммирования этих трех нормативных элементов определяется "уровень повторного заказа". При снижении фактического размера запасов до этого уровня, осуществляется повторный заказ данного товара у поставщиков.
Эта система контроля позволяет минимизировать издержки по хранению запасов на предприятии.
В процессе управления запасами должны быть заранее предусмотренной меры по ускорению вовлечения их в непосредственный операционный процесс (производство или реализацию). Это обеспечивает высвобождение части финансовых ресурсов, а также снижение размера потерь товарно-материальных ценностей в процессе их хранения. [7]
Практическое применения различных систем управления запасами в России:
Создание необходимого логистического окружения для российских предприятий из надежных поставщиков-посредников (поставляющих по складской форме снабжения), как показывает зарубежный опыт, может затянуться на 10 и более лет. И на этом этапе, а также и в дальнейшем для управления ОС и ПЗ следует использовать вышеизложенный нормативный метод управления, т.к. стандартные логистические методы управления ПЗ в этом периоде работают нестабильно. Для управления с помощью нормативного метода могут быть использованы вышерассмотренные ТПКП. Они могут быть сопряжены с любой информационной системой (компьютерными программами бухгалтерского или складского учета и информационными системами, основанными на концепциях MRP, DRP, ERP и т.д.) или работать автономно.
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 14:14:47)
Поделиться62014-04-05 20:57:11
2.2 Системы управления запасами в фирмах
Для общего представления о системах управления запасами необходимо знать следующую терминологию:
• Управление запасами — одна из наиболее важных функций управления основной деятельностью, поскольку запасы требуют большого количества капитала, и его объем отражается на поставках товара покупателям. Управление запасами воздействует на все сферы бизнеса, в особенности на производство, маркетинг и финансы.
• Систе́ма — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
• Система управления запасами - совокупность правил и показателей, определяющих момент времени и объем закупки продукции для пополнения запасов.
• Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка. Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы — порогового уровня запаса.
• Пороговый уровень запаса определяет уровень запаса, при достижении которого производится очередной заказ. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.
• Точка заказа - минимальный уровень запасов, при наступлении которого необходимо их пополнение. [8]
В теории управления запасами разработаны две основные системы управления:
1. Система управления запасами с фиксированным размером заказа,
2. Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами
Данные системы управления запасами позволяют решить следующие задачи:
1. учет текущего уровня запаса на складе;
2. определение размера страхового запаса;
3. расчет размера заказа;
4. определение интервала времени между заказами.
Система управления запасами с фиксированным размером заказа. Само название говорит об основополагающем параметре системы – это размер заказа. Он строго зафиксирован и не меняется ни при каких условиях работы системы. Критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат: используемая площадь складских помещений, издержки на хранение запасов, стоимость оформления заказа. Желание максимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост затрат на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и, кроме того, снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.
Система с фиксированным интервалом времени между заказами. Заказы делаются в строго определенные моменты времени, которые отстоят друг от друга на равные интервалы, например, один раз в месяц, один раз в неделю и т.д. Определить интервал времени между заказами можно с учетом оптимального размера заказа.
Нормативные акт, регулирующий область систем управления запасами является
ПБУ №5/01 «Учет МПЗ».
Практическое применения различных систем управления запасами в мире:
Логистические технологии в области управления запасами, применяемые западными производителями направлены в основном на минимизацию материальных запасов. Примерами таких систем являются следующие методы:
1. МРП (Materials Requirements Planing) - планирование потребности в материалах - система планирования производственных ресурсов.
2. «Канбан» - метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства.
3. «Джаст ин тайм» (Just-in-time) - «точно вовремя» - общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитывающего детали спроса, точного управления, значительно сокращаются запасы и тем самым длительность производственного цикла.
4. ОПТ - (Optimized Production Technologies) - оптимизированные производственные технологии.
5. ДРП (Distribution Requirements Planing) - система управления и планирования распределения продукции.
Практическое применения различных систем управления запасами в России:
В современных условиях применение принципов и методов логистического менеджмента в организации управления материальными потоками и запасами является одним из перспективных направлений повышения эффективности производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий и организаций всех отраслей национальной экономики. Системный подход к управлению логистическими процессами в любых производственных и коммерческих структурах требует количественных оценок и экономического обоснования при принятии управленческих решений, научную основу которых составляют методы и модели теории запасов. Это предопределяет единство функциональных разделов логистики и логистики запасов на современном этапе, а математическую теорию запасов следует рассматривать как методологическую основу логистического менеджмента.
Сравнительная характеристика систем управления:
1. С фиксированным интервалом времени между заказами
Преимущества:
Отсутствие постоянного контроля наличия запасов на складе.
Недостатки:
Высокий уровень максимального желательного запаса.
Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы.
2. С фиксированным размером заказа
Преимущества:
Меньший уровень максимального желательного запаса.
Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы.
Недостатки:
Ведение постоянного контроля наличия запасов на складе.
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 14:15:19)
Поделиться72014-04-06 14:44:52
Для общего представления об оптимальном размере запаса и контроле его состояния необходимо знать следующую терминологию:
• Оптимальный размер заказа понимается как объем регулярных поставок, при котором обеспечивается необходимое предприятию количество запасов и минимизируются совокупные затраты по закупке и хранению запасов на складе
• Контроль за состоянием запасов — это техническое средство реализации политики управления запасами. В процедуру контроля входят учет наличных запасов на конкретном складе и регулярное отслеживание их прихода/ухода (новых поступлений и отправок). [9]
• Интенсивность потребления продукции - продукция, используемая в единицу времени.
• Стоимость подачи заказа - затраты на подготовку заказа на закупку, а также дополнительные затраты по поступлению и на специальную обработку по отношению к определенному числу обработанных заказов
• Стоимость единицы запаса - категория политической экономии, определяющая меру значимости товара и количественно выраженная в деньгах. Ден. выражение С. (цена) и само определение категории. [10]
На практике применяются различные методы контроля, которые можно классифицировать по следующим признакам:
• порядок проверки: периодическая или непрерывная;
• пороговый уровень запаса: наличие или отсутствие;
• величина заказываемой партии: одинаковая или разная.
1. Система оперативного управления. Через определенные промежутки времени принимается оперативное решение: "заказывать" или "не заказывать", если заказывать, то какое количество единиц товара.
2. Система равномерной поставки. Через равные промежутки времени заказывается постоянное количество единиц товара
3. Система пополнения запаса до максимального уровня. При этом через равные промежутки времени заказывается партия, объем которой, т.е. число единиц товара, равен разности установленного максимального уровня запасов и фактического уровня запасов на момент проверки. Размер заказа увеличивается на величину запаса, который будет реализован за период выполнения заказа.
4. Система с фиксированным размером заказа при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень запасов проверяется через равные промежутки времени. Решение о заказе постоянного объема товара принимается при условии, что товарный запас в момент проверки оказывается меньше или равен установленному пороговому уровню товарных запасов. В противном случае принимается решение "не заказывать".
5. Система с фиксированным размером заказа при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). В момент достижения запасом порогового значения заказывается партия постоянного объема.
6. Система с двумя уровнями при периодической проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Фактический уровень товарных запасов проверяется через равные промежутки времени. Если он оказывается меньше минимального или равен ему, то принимается решение заказывать партию, равную разности максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. Если фактический товарный запас больше минимального, то принимается решение "не заказывать.
7. Система с двумя уровнями при непрерывной проверке фактического уровня запаса (с пороговым уровнем запаса). Решение заказать партию принимается при достижении порогового запаса. Размер заказываемой партии принимается равным разности максимального товарного запаса и порогового уровня, с увеличением на ожидаемую реализацию за время выполнения заказа. [11]
Математические модели управления запасами (УЗ) позволяют найти оптимальный уровень запасов некоторого товара, минимизирующий суммарные затраты на покупку, оформление и доставку заказа, хранение товара, а также убытки от его дефицита. Модель Уилсона является простейшей моделью УЗ и описывает ситуацию закупки продукции у внешнего поставщика, которая характеризуется следующими допущениями:
• интенсивность потребления является априорно известной и постоянной величиной;
• заказ доставляется со склада, на котором хранится ранее произведенный товар;
• время поставки заказа является известной и постоянной величиной;
• каждый заказ поставляется в виде одной партии;
• затраты на осуществление заказа не зависят от размера заказа;
• затраты на хранение запаса пропорциональны его размеру;
• отсутствие запаса (дефицит) является недопустимым.
Входные параметры модели Уилсона
1) – интенсивность (скорость) потребления запаса, [ед.тов./ед.t];
2) s – затраты на хранение запаса, [ ];
3) K – затраты на осуществление заказа, включающие оформление и доставку заказа, [руб.];
4) – время доставки заказа, [ед.t].
Выходные параметры модели Уилсона
1) Q – размер заказа, [ед.тов.];
2) L – общие затраты на управление запасами в единицу времени, [руб./ед.t];
3) – период поставки, т.е. время между подачами заказа или между поставками, [ед.t];
4) – точка заказа, т.е.размер запаса на складе, при котором надо подавать заказ на доставку очередной партии, [ед.тов.]. [12]
(формула Уилсона),
где – оптимальный размер заказа в модели Уилсона;
;
;
.
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 14:18:48)
Поделиться82014-04-06 14:45:59
2.5 Основные цели и задачи управления запасами в организации
Управление запасами - это оптимизация запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.
Управление запасами в логистике — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.[13]
Норма запаса – расчетный минимальной уровень запасов, который должен быть на складе предприятия для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров. Для определения норм запасов используют три группы методов: эвристические методы, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы.
Эффективное управление запасами позволяет организации удовлетворять или превышать ожидания потребителей, создавая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.
Управление запасами — это процесс определения и поддержания оптимального размера запасов, а также обеспечение их финансирования.
Решаемые задачи:
• расчет размера необходимого для предприятия запаса (нормы запаса);
• организация системы контроля за реальным размером запаса, а также его пополнением согласно установленной норме.
Система управления запасами включает в себя ряд последовательно выполняемых процессов, основными из которых являются:
1. Анализ запасов в предшествующем периоде. Главная задача – определить уровень обеспеченности ими производства и оценка эффективности их использования.
2. Формулировка целей создания запаса. Они могут быть следующими:
обеспечение производственной деятельности в настоящий момент;
обеспечение деятельности в области сбыта в настоящий момент;
создание сезонных запасов, которые будут обеспечивать процесс производства в предстоящем периоде.
3. Оптимизация размеров основных групп текущих запасов. Для этого применяется ряд моделей, из которых наиболее распространенная - "Модель экономически обоснованного размера заказа". Она основана на оптимизации всех операционных затрат предприятия по закупке и хранению запасов. В данной модели операционные затраты подразделяются на:
а) затраты на размещение заказов;
б) затраты на хранение товаров на складе.
4. Оптимизация размеров основных групп текущих запасов. Для этого применяется ряд моделей, из которых наиболее распространенная - "Модель экономически обоснованного размера заказа". Она основана на оптимизации всех операционных затрат предприятия по закупке и хранению запасов. В данной модели операционные затраты подразделяются на:
а) затраты на размещение заказов;
б) затраты на хранение товаров на складе.
Управление запасами заключается в решении двух основных задач:
• определение размера необходимого запаса, т.е. нормы запаса, и частоты его пополнения;
• создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 14:19:42)
Поделиться92014-04-08 20:00:34
Глава 3 Основные особенности складских помещений и операций
Склад — помещение (также их комплекс), предназначенное для хранения материальных ценностей и оказания складских услуг.
В логистике склад выполняет функцию аккумулирования резервов материальных ресурсов, необходимых для демпфирования колебаний объёмов поставок и спроса, а также синхронизации скоростей потоков товаров в системах продвижения от изготовителей к потребителям или потоков материалов в технологических производственных системах.[14]
Складские операции имеют большое значение для деятельности всего предприятия. Поэтому очень важно правильно и рационально организовать складской технологический процесс. А именно тщательная и внимательная приемка товаров по количеству и качеству позволяет своевременно выявить и предотвратить поступление недостающего количества товаров, а также товаров, качество которых не соответствует стандартам. Совокупность складских технологических операций по: разгрузке, перемещению, распаковке, приемке, размещению, укладке, хранению, отпуску товаров составляет содержание внутри складского технологического процесса. Количество и характер складских операций зависят от ассортимента, физико-химических свойств, условий приемки и отпуска товаров, степени механизации и автоматизации операций и других факторов.
Складское помещение - специально оборудованное изолированное помещение, предназначенное для приема, сортировки, хранения, комплектации, отпуска и отгрузки товаров. Это могут быть как специализированные склады, т.е. предназначенные для осуществления складских операций с одной группой товаров, так и универсальные склады, т.е. осуществляющие складские операции с универсальным ассортиментом товаров.[15]
Классификация складов:
• специализированные
• универсальные
• снабженческие,
• производственные
• сбытовые,
• общезаводские
• цеховые и т.д.
Основные складские операции: приемка от предприятий-изготовителей и поставщиков укрупненных партий товаров, разделение их на мелкие и отправка в подсортированном виде в розничную торговую сеть. Кроме того, подсортировочно-распределительные склады выполняют операции по подсортировке, переупаковке, упаковке, фасовке, проверке качества и количества получаемых и реализуемых товаров. На этих складах хранятся текущие запасы товаров.
На складах сезонного хранения осуществляется обработка и хранение товаров сезонного производства или потребления (картофель, овощи, фрукты). Склады долгосрочного хранения предназначены для длительного хранения товаров долгосрочного завоза и резервных.
Транзитно-перевалочные склады создаются на станциях железных дорог и пристанях и служат для перевалки товаров с одного вида транспорта на другой для отправки на основной продовольственный склад. Такие склады создают райпотребсоюзы и потребительские общества, удаленные от транспортных путей.
Действующее законодательство РФ практически не содержит отдельных нормативных правовых актов, посвященных именно товарному складу. Зачастую требования к складской деятельности указаны в общем блоке требований к предпринимательской деятельности. В большинстве случаев это нормативные акты, содержащие строительные и санитарные нормы и правила, устанавливающие правила пожарной безопасности, и т.д.
Как упоминалось выше, основным правовым актом регулирующим деятельность складского хозяйства является вторая часть Гражданского кодекса РФ. Глава 47 Гражданского кодекса имеет название «Хранение» и содержит в себе 3 параграфа. Первый параграф «Общие положения о хранении» представлен ст. 886-906. Второй параграф «Хранение на товарном складе» представлен ст. 907-918. А третий параграф «Специальные виды хранения» представлен ст. 919-926.
В статье 886 Гражданского кодекса описан договор хранения. Он обычно является самостоятельным документом, может быть и составной частью других соглашений - договоров перевозки, экспедиции, поставки и др. В таких случаях хранение это дополнительный элемент других обязательств, принятых стороной для исполнения основного обязательства, и взаимоотношения сторон по хранению регулируются нормативными актами, относящимися к основному договору.
Основные проблемы, которые возникают в области складского хранения:
а) выбор между собственным складом и складом общего пользования;
б) выбор места расположения склада;
в) определение вида и размера склада;
г) разработку системы складирования.
Предприятие должно выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади. Возможно использование и третьего варианта – аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на предприятие.
Склады производственной логистики должны являться собственностью предприятия и располагаться в непосредственной близости от производственного процесса. В снабженческой и распределительной логистике решение проблемы направлено на поиск компромиссов. Возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки, при условии расширения рынка сбыта в различных регионах, а также в случае сезонного спроса на товар.
Ключевым фактором, влияющим на выбор склада, является объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором выступает рыночное пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта необходимо учитывать постоянный спрос на товар.
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 14:20:43)
Поделиться102014-04-08 20:30:43
Глава 4 Показатели состояния запасов в организации
4.1 Коэффициент оборачиваемости товарных запасов
Коэффициент оборачиваемости товарных запасов предназначен для того, чтобы определить соотношение между средней стоимостью имеющихся товарных запасов компании и себестоимостью проданных товаров.
Величина средней стоимости товарных запасов рассчитывается как среднее между стоимостью на начало и конец периода. Если товарные запасы на конец периода не являются существенными для расчета средней стоимости товарных запасов (например, когда компания продает сезонные товары), действительная величина средней стоимости товарных запасов рассчитывается на основе фактической величины запасов на конец каждого месяца.
Длительный период оборачиваемости может указывать на то, что запасы реализуются медленно (или что они, быть может, устарели). Среди других причин можно выделить следующие:
• увеличение периода оборачиваемости, обусловленное непредсказуемыми поставками;
• ожидаемый рост стоимости запасов;
• ожидание увеличения продажной цены;
• накопление запасов при подготовке к крупной кампании по организации и стимулированию сбыта.
Короткий период оборачиваемости может быть просто следствием неподходящих систем управления запасами или, наоборот, чрезвычайно эффективного управления запасами. Это может происходить также по следующим причинам:
• малые объемы запасов, которые приводят к малым объемам продаж и к утрате репутации (goodwill) у клиентов;
• отличные отношения с надежными поставщиками.
Формула расчета оборачиваемости товаров:
К оборачиваемости = Объем Реализации / Средние остатки за период
Соответственно, объем реализации и средние остатки можно принимать как в натуральном так и в денежном выражении, с учетом особенностей, которые оговорены выше.
Пример расчета коэффициента оборачиваемости:
Определить уровень товарных запасов за последнее число мая и июня и рассчитать оборачиваемость товаров за II квартал, исходя из следующих данных по торговому предприятию.
Исходные данные:
Месяцы Товарный запас на 1-ое число месяца Товарооборот за месяц
Апрель 9849 6047
Май 8887 4540
Июнь 8850 3898
Июль 9300 -
Решение.
Для определения оборачиваемости товаров найдем средние товарные остатки за второй квартал. Для этого воспользуемся следующей формулой расчета средних товарных остатков:
Подставив значения в формулу определения средних остатков получим:
ТЗср = ( 4924.5 + 8887 + 8850 + 4650 ) / 3 = 9103.8
Товарооборот за квартал составит:
6047 + 4540 + 3898 = 14485
Коэффициент оборачиваемости будет равен:
К = 14485 / 9103.8 = 1.59
Продолжительность второго квартала 30 + 31 + 30 = 91 день.
Оборачиваемость товаров будет равна:
91 / 1.59 = 57 дней [16]
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 15:58:37)
Поделиться112014-04-15 19:52:27
4.2 Объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара
Оптимальный размер партии поставляемых товаров и, соответственно, оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:
• объем спроса (оборота);
• расходы по доставке товаров;
• расходы по хранению запаса.
В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению.
Существуют две крайности при решении проблемы оптимальной партии заказа: делать очень редко заказ с большим количеством сырья, или частые заказы с малым количеством сырья. В первом случае минимальны затраты на оформление, доставку и т.д. партии заказа, но максимальны при хранении сырья. Во втором случае все наоборот.
Затраты на выполнение одной партии заказа можно рассчитать как:
Зат1парт = (ПотрСырья1период / Разм1парт) * СтоимРазм1зак, где
ПотрСырья1период - потребность в сырье в течение 1 периода, Разм1парт - средний размер 1 партии заказа, СтоимРазм1зак - средняя стоимость размещения одного заказа.
Потребность в сырье и стоимость размещения заказа величины постоянные, а размер одной партии можно менять. При увеличении размера партии затраты на приобретение сырья снижаются. В то же время чем реже закупается сырье, тем дольше оно хранится на складе и пропорционально увеличивается стоимость хранения его на складе.
Стоимость хранения сырья на складе можно определить как:
ЗатХран = (Разм1парт / 2) * ЗатХран1ед, где
ЗатХран1ед - затраты по хранению одной единицы сырья за период.
Так как стоимость хранения одной единицы сырья величина постоянная, то уменьшить стоимость хранения сырья можно только за счет уменьшения размера одной партии заказа.
Требование оптимизации по затратам на выполнение одной партии заказа и стоимости хранения сырья на складе противоположны.
Зат1парт + ЗатХран -> min
Часто формулу EOQ записывают в виде:
EOQ =
EOQ - объем партии в единицах;
F - стоимость выполнения одной партии заказа;
D - общая потребность в сырье на период, ед.;
H - затраты по хранению единицы сырья.
Пример расчета оптимальной партии заказа:
Рассчитайте оптимальную партию заказа, при условии, что потребность в сырье составляет 450 ед. в месяц, стоимость одной поставки 1000 рублей и затраты на хранения 1 ед. в месяц равны 28 рублям.
EOQ = = 179 ед.
Если производить закупки по 179 ед., то общие затраты на приобретение и хранения сырья будут минимальны.
Аналогично производится оптимизация для размера запасов готовой продукции. Задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию заключается в определении оптимального размера партии производимой продукции. При производстве товара мелкими партиями затраты по хранению его запасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования и подготовкой производства будут большими. Оптимизация совокупного размера текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции может быть осуществлена на основе вышеприведенной формулы. В этом случае вместо общей потребности в сырье на период (D) используется планируемый объем производства или продажи готовой продукции, вместо оптимальной партии заказа (EOQ) будет оптимальный размер производимой продукции.
При оптимальном выборе размеров объема закупки товаров и запасов готовой продукции экономятся финансовые средства, а значит необходимо меньше оборотных средств и, следовательно, выше значение коэффициента рентабельность продаж. [17]
Рис. 1. График оптимальной партии заказа (EOQ - model); затраты по хранению одной единицы сырья составляют 1 рубль, общая потребность в сырье: 20, 100, 1000 и 5000 единиц
Отредактировано Наумова Дарья (2014-05-25 15:59:47)
Поделиться122014-05-25 16:00:58
4.3 Интервал времени между поставками
Средний интервал между поставками определяется по методу среднеарифметической и средневзвешенной величин.
Следует учесть, что случайные разовые поставки, чрезмерно крупные или мелкие, в расчет среднего интервала не принимаются. При определении среднеарифметической величины интервала поставок по каждому виду материальных ценностей необходимо количество дней в анализируемом периоде разделить на число поставок за этот период. Например, материал — медь для намотки катушек автомобильных стартеров — в течение года поступает 18 раз.
Страховой (гарантийный) запас материалов и сырья создается на промышленном предприятии на случай нарушения плановых условий поступления и потребления материалов, сырья и полуфабрикатов с целью предотвращения перебоев в производстве. Величина страхового запаса устанавливается в размере до 50% величины текущего запаса.
Норма страхового запаса может быть увеличена до нормы текущего запаса при отдаленности потребителя от поставщика.
Ho материалам и сырью, поступающим со складов снабженческих и сбытовых организаций, страховой запас может быть создан в размере до 30% текущего запаса.
Величина страхового запаса может быть определена на основании времени, необходимого для организации получения материалов от поставщика, и среднесуточного потребления.
Оптимальный интервал между двумя последовательными поставками:
Поделиться132014-05-25 16:02:21
4.4 Затраты на содержание запаса и стоимость организации заказа
Высокий уровень излишних запасов приводит к увеличению издержек предприятия по содержанию самих запасов: необходимость иметь большие складские площади, нужно иметь увеличенный персонал (кладовщиков, грузчиков, бухгалтеров) для обработки и учета материалов, находящихся на складе, это дополнительные коммунальные платежи и налоги на имущество. Все это приводит к повышенным расходам на: амортизационные отчисления из-за созданных дополнительных складских помещений для хранения излишних запасов, затраты на зарплату увеличенного бухгалтерского и складского персонала (кладовщиков, грузчиков, обрабатывающих эти запасы), увеличенные коммунальные платежи - на освещение, отопление дополнительных складских помещений и т.д. Дополнительные издержки увеличивают себестоимость готовой продукции, выпускаемой промышленным предприятием, и снижают ее конкурентоспособность на рынке товаров.
Одной из наиболее весомых составляющих общих операционных затрат компании являются затраты на хранение товара. В некоторых фирмах идут по наиболее простому пути: минимизируют расходы непосредственно на содержание склада.
Cкладские затраты — это расходы, связанные с хранением и пополнением запасов в течение определенного периода времени. Обычно складские затраты выражаются в процентах от общей стоимости запасов (среднее значение за год; напр., для розничной торговли это среднее количество товара, купленного у поставщиков за год) за каждый год. Этот показатель сильно различается в зависимости от сферы деятельности, но он всегда довольно высок. Принято считать, что только затраты на хранение сами по себе составляют около 25 % от общей стоимости наличных запасов.
Издержки по содержанию запаса определяются затратами на складское хранение продукции в течение известного времени и непосредственно" зависят от объема складируемой продукции. К издержкам этого рода относятся складские издержки и рентные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки. Страховые запасы поддерживаются как защита от потерь запасов на случай пожара и краж; они облагаются налогами по состоянию на день оценки. Этот уровень не всегда отражает действительное содержание запасов. К этой же группе относят потери от разрушения и порчи запасов.
Затраты, связанные с запасами, представляют собой основной критерий оптимизации уровня запаса и в своем стоимостном измерении имеют главную составляющую издержек на логистику в целом и составляют от 12 до 40% совокупных логистических затрат. При этом производственные предприятия имеют более низкий уровень этого показателя, а оптовые и розничные компании- до 50%[10].
Издержки по закупкам распадаются на издержки по оформлению заказа; издержки по оформлению договора о поставках и коммуникации с поставщиками; транспортные издержки, если стоимость транспортирования не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа. Некоторые из этих видов издержек фиксируются в заказе и не зависят от его объема, другие - например, транспортные и складские издержки - находятся в прямой зависимости от величины заказа.
Потери в результате отсутствия продукции изготовитель несет в том случае, если он не может удовлетворить спонтанно возникший спрос из-за отсутствия продукции на складе. Эти потери могут быть двух видов. Стоимость потерянных продаж, когда заказчик передает свой заказ другому изготовителю. В данном случае издержки определяются как потери прибыли от предполагаемых затрат.
Потери, связанные с отложенным заказом. Если заказчик ожидает выполнения заказа, ожидание может создать дополнительные затраты на оформление заказа, транспортные и складские расходы, - в случае, если заказ не может быть выполнен через обычные каналы распределения.
К затратам на содержание, в отношении тех же материалов, будут относиться: затраты на содержание мест хранения (складов или специальных открытых площадок), затраты на оплату труда персонала, который «втянут» в хранение материалов, затраты на обеспечение особых условий хранения; затраты на страхование запасов на время их хранения ; убытки вследствие порчи и хищений материалов во время их хранения[8].
Затраты на формирование и затраты на содержание запасов мы рассмотрели применительно к основным материалам. Но очень похожая картина будет и в отношении других видов запасов - вспомогательных материалов, товаров, готовой продукции. Будет некоторая особенность в отношении такого вида запасов, как незавершенное производство. Дело в том, что затраты на формирование таких запасов включают в себя так называемые затраты на переналадку, т.е. затраты, связанные с тем, чтобы с выпуска одного вида продукции (одного вида полуфабрикатов) перейти к выпуску другого.
Стоимость организации заказа
Затраты на закупку запаса - расходы финансовых ресурсов на непосредственную закупку товарно-материальных ценностей запаса у поставщика. Формула расчета затрат на закупку при отсутствии оптовых скидок:
Ср = C*Q,
где С - закупочная цена единицы товара,руб.; Q -размер заказа,единиц.
При отсутствии оптовых скидок изменение затрат на закупку имеет прямо пропорциональную зависимость от размера партии закупки, т.е. уровень цены за единицу товара фиксирован и не зависит от размера партии закупки.
Затраты на пополнение запаса
Затраты на пополнение запаса представляют собой расходы материальных, финансовых, информационных, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для обеспечения пополнения запаса. Они включают затраты при планировании, осуществлении и контроле закупки. Затраты на пополнение запаса связаны с деятельностью подразделений, участвующих в принятии и реализации решений о пополнении запаса в целях обеспечения предполагаемой или заявленной потребности. К таким подразделениям относятся отдел маркетинга, продаж, производственные подразделения, отделы закупок, логистики, информационных технологий, бизнес- аналитики, экономический отдел, отдел управленческого учета, бухгалтерия и др.
Формула расчета затрат на пополнение запаса
Срз = S/Q*A
где S - объем потребности в запасе, единиц; Q - размер заказа, единиц;
А - затраты на выполнение одного заказа, руб.
Затраты на выполнение одного заказа включают постоянные затраты на подготовку, размещение, контроль исполнения и приемку одного заказа. Величина А не зависит от объема заказа. Они связаны с процедурой выдачи заказов. В состав затрат на выполнение одного заказа входят, например, затраты на следующие виды работ:
1. На подготовку заказа: на поиск поставщика, на ведение переговоров, на оформление заказа;
2. На пополнение запаса: на передачу заказа, на контроль выполнения;
3. На приемку заказа: на контроль качества поставки, на регистрацию полученного заказа в компьютерной системе и т.д.
Чем больший размер заказа пополняет запас в единичный период времени, тем реже приходится делать заказ, тем, следовательно, меньше затраты, связанные с пополнением запаса.
Затраты на содержание запаса
Затраты на содержание запаса представляют собой расходы материальных, финансовых, информационных, трудовых и других видов ресурсов, необходимых для обеспечения сохранности и поддержания качества товарно-материальных ценностей, находящихся в запасе на определенной территории или на транспортном средстве. Затраты на содержание запаса связаны с деятельностью складского хозяйства и транспортного отдела, выполняющих работы непосредственно с физическим запасом.
Формула расчета затрат на содержание запаса:
Сс = *I,
где - средний уровень запаса, единиц; I - затраты на содержание единицы запаса, руб.
Если воспользоваться общепринятым подходом к расчету среднего уровня запаса, то средний уровень запаса при восполнении его партиями Q, равен половине этой величины, т.е. Q/2.
При наличии страхового запаса Zs, формула затрат на содержание запаса преобразуется в = (Zs + Q/2) *I.
Часто затраты на содержание запаса оцениваются в процентах от стоимости наличного запаса. В этом случае затраты на содержание запаса следует рассчитывать по формуле:
Сс = *С*i,
Где С- стоимость единицы запаса, руб.; i- затраты на содержание единицы запаса, %.
Затраты на содержание запаса в общем случае прямо пропорционально зависят от размера заказа: чем большими партиями пополняется запас, тем дороже стоит содержание запаса.
Поделиться142014-05-25 16:04:18
Глава 5 Уровень обслуживания запаса
Под уровнем обслуживания запасов может пониматься прием¬лемое для предприятия соотношение издержек (расходов), свя¬занных с хранением резервного запаса по отношению либо к из¬держкам дефицита сырья и материалов, либо к издержкам сверх¬нормативных запасов сырья и материалов.
Расчет минимального уровня обслуживания:
Минимальный уровень обслуживания Hmin = издержки дефицита // издержки дефицита + издержки по хранению резервного запаса.
Расчет максимального уровня обслуживания:
Максимальный уровень обслуживания Нтаx = издержки по хранению сверхнормативных запасов /издержки по хранению сверхнормативных запасов + издержки по хранению резервного запаса.
В конце каждого месяца для контроля над дефицитом на предприятиях рекомендуется исчислять показатель уровня обслуживания покупателей по следующей формуле:
Уровень обслуживания покупателей – это процент спроса, который может быть удовлетворен непосредственно из запаса в течение установленного периода или:
Отгрузка (спрос) = отгрузка / (отгрузка + дефицит) х 100%
Это показатель доступности запаса в момент, когда он необходим для покупателя. Если предприятие не полностью удовлетворяет спрос, покупатель вынужден искать дополнительное количество товара где-то еще, а именно, – у конкурента. Чем выше этот показатель, тем лучше, тем выше объем реализации, однако он должен быть сбалансирован с объемом инвестиций в товарные запасы.
Оптимальное значение уровня обслуживания обычно около 95%. Для обеспечения полного уровня обслуживания покупателей из запаса потребуются значительные вложения средств в страховые запасы, что омертвляет запасы и вызывает рост издержек по хранению.
При исчислении уровня обслуживания в расчет необходимо включить только те продажи, которые осуществляются из запаса.
Нельзя в расчет включать продажи других типов, такие как:
1. реализация товаров, не поступающих в запас – товары, которые не были в запасе, а были специально заказаны для удовлетворения специального заказа;
2. реализация товаров по прямым или транзитным поставкам – материалы посланы непосредственно от поставщика покупателю;
3. реализация неожиданно крупных партий – отгрузки, осуществляемые посредством специальной закупки у поставщика.
Отгрузки данных типов товаров не показывают, насколько эффективно используются запасы для удовлетворения немедленных потребностей покупателей.
Пример расчета уровня обслуживания запаса:
Менеджер магазина, который прода¬ет канцелярские принадлежности, установил уровень обслуживания 96% для опре¬деленной модели телефонного автоответчика. В год продают примерно 300 автоответчиков этой модели. Стоимость хранения $5 за единицу, стоимость заказа $25 и .
Вопросы, на которые необходимо ответить в данной задаче:
1. Какое среднее число недостающих единиц в год будет соответствовать заданному годовому уровню обслуживания?
2. Какое среднее число недостающих единиц в год обеспечит желаемый годовой уровень обслуживания?
3. Какой уровень обслуживания во время исполнения заказа необходим для годового уровня обслуживания 96%?
Решение:
SLгодовой = 96%
D = 300 единиц
Н = $5
S = $25
=7
1. E(N)=(1 - SLгодовой)D = (1 - 0,96)(300) = 12 единиц
2. E(N) = Е(n) . Решаем относительно Е(n):
3.
Для того, чтобы найти уровень обслуживания во время исполнения заказа, нужно получить значение E(z). Если значение Е(n) = 2,2 и Е(n) = E(z) , получаем 2,2 = E(z)(7). Решая, получаем E(z) = 2,2/7 = 0,314, Интерполируя таблицу 11-3, полу¬чаем приблизительный уровень обслуживания во время исполнения заказа. Таким образом,
Решая, получаем:
х = 0,5728.
Для интерполяции нужно найти два значения, между которыми попадает рассчитан¬ное значение в колонке E(z). Затем найти разницу между рассчитанным значением и одним концом диапазона, и поделить это на разность значений между концами диапазона. Выполните аналогичные вычисления для двух уровней обслуживания, принимая х за неизвестную величину и решая уравнение относительно х. Иногда нужный результат можно оценить «на глазок».
Норма запаса – расчетный минимальной уровень запасов, который должен быть на складе предприятия для обеспечения бесперебойного снабжения производства продукции или реализации товаров. Для определения норм запасов используют три группы методов: эвристические методы, методы технико-экономических расчетов и экономико-математические методы. [18]
Норма запасов материальных ресурсов (общая) в днях Доб определяется суммой следующих нормативов:
Доб=Дтрз+Дпз+Дтз+Дсз
где Дтрз — время пребывания в пути материальных ресурсов, оплаченных предприятием (транспортный запас), дней;
Дпз — время для выгрузки, доставки материалов на склады предприятия, приемки и складирования, а также время подготовки материалов к производству («подготовительный запас»), дней;
Дтз — время нахождения материальных ресурсов в составе текущего запаса, дней;
Дсз — время нахождения материальных ресурсов в составе страхового запаса, дней.
Норма запасов различных видов тары Дтар (в днях) определяется как средневзвешенная величина:
Дтар=(ΣДti*Hti)/(ΣHti)
где Дti — норма запаса i-го вида тары, дней;
Hti — средний однодневный расход i-го вида тары, руб.
Норма производственных запасов материалов общая З на предприятии определяется в натуральном и стоимостном выражении суммированием следующих величин:
З=Зт+Зп+Зс
где Зт — средняя величина (норма) текущего запаса материала;
Зп — норма подготовительного запаса данного вида материала. (Подготовительный запас связан с предпроизводственной подготовкой материалов (раскрой, сушка, комплектовка, подсортировка и т.п.);
Зс — страховой (гарантийный) запас материалов.
Поделиться152014-05-25 16:05:23
Список литературы:
1. Интернет-ресурс: http://www.slovarnik.ru/
2. Интернет-ресурс: http://dic.academic.ru/
3. Павлюченко И.В. Логистика: Краткий теоретический курс. Методичное пособие. 2011
4. Зеваков А.М., Петров В.В. Логистика производственных и товарных запасов, – М.: Изд-во Михайлова В.А., 2010 г
5. Интернет-ресурс: http://world-logistics.net/
6. Карпова Н.П. Диссертация: Стратегическое планирование снабжения организаций на логистических принципах. Самара. 2011.
7. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. 2009.
8. Толковый словарь С.Ожегова
9. Интернет-ресурс: http://logisticas.ru/
10. Гаджинский А.М. Логистика. Учебник. 2013.
11. Интернет-ресурс: http://dic.academic.ru/
12. Основы логистики. Функциональные области логистического управления Т.В. Алесинская Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.
13. Словарь терминов. Интернет-ресурс: http://www.xcomp.biz/slovar-terminov-savenkova-t-i.html
14. Интернет-ресурс: http://info-altai.ru/
15. Приказ Росстата от 23.12.2009 N 314 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации».
16. Интернет-ресурс: http://profmeter.com.ua/
17. Интернет-ресурс: http://investment-analysis.ru/
18. Т.В. Алесинская Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.