В настоящее время гражданская авиация имеет особое стратегическое значение и является одним из ведущих элементов транспортной системы Российской Федерации. Гражданская авиация ассоциируются, прежде всего, с пассажирскими перевозками. Однако первоначально воздушные средства перевозили только грузы. В 1916 г. Билл Боинг (Bill Boeing) создал модель «B&W», которая стала первым воздушным средством, обеспечившим доставку почты в Новую Зеландию [1].
Грузооборот на воздушном транспорте в 2011 и 2010 годах составил 5,0 и 4,7 млрд. тонн/км, соответственно; в 2012 году ¬– 5,1 млрд. тонн/км (единица измерения, применяемая при перевозке грузов и объединяющая два показателя: количество тонн груза и расстояние в километрах). Анализируя основные показатели работы гражданской авиации за февраль 2013-2014 гг., предоставленные Росавиацией , установлено, что на рынке грузовых авиаперевозок ситуация нестабильная, а динамика носит разнонаправленный характер (табл. 1). Грузооборот снизился на 12,2% (экономический показатель работы транспорта, равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки).
Таблица 1- Основные показатели работы гражданской авиации России
Показатель/перевозки Единица
измерения Февраль 2013 Февраль 2014 %
Пассажирооборот Тыс.пасс.км. 13 575 516,72 14 813 334,31 109,1
внешние 8 954 527,78 9 655 549,87 107,8
внутренние 4 620 988,94 5 157 784,44 111,6
Тоннокилометры Тыс.ткм. 1 554 890,70 1 625 653,82 104,6
внешние 1 069 333,19 1 096 174,65 102,5
внутренние 485 557,51 529 479,17 109,0
Грузооборот Тыс.ткм. 333 094,20 292 453,73 87,8
внешние 263 425,69 227 175,16 86,2
внутренние 69 668,51 65 278,57 93,7
Перевозки пассажиров Чел. 4 764 503 5 332 071 111,9
внешние 2 378 849 2 561 953 107,7
внутренние 2 385 654 2 770 118 116,1
Перевозки грузов и почты Тонн 68 931,94 64 640,70 93,8
внешние 46 628,59 43 760,63 93,8
внутренние 22 303,35 20 880,07 93,6
Процент занятости пассажирских кресел % 77,5 75,1 -2,4
внешние 81,8 78,7 -3,1
внутренние 70,4 69,2 -1,2
Процент коммерческой загрузки % 63,8 63,2 -0,6
внешние 66,4 65,2 -1,2
внутренние 59,0 59,4 +0,4
Пассажирооборот - это показатель работы транспорта, равный произведению числа перевезенных за определенное время пассажиров на расстояние перевозки. Перевозки пассажиров входят в пассажирооборот. Грузооборот представляет собой показатель объёма перевозок грузов, равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Перевозки грузов и почты входят в грузооборот. Тоннокилометр - количество тонн груза, перевозимых на расстояние в один километр.
Текущие результаты грузовой авиаиндустрии обусловлены общей нестабильностью и замедлением темпов развития национальной и мировой экономик. Также одной из основных причин можно считать отказ «Аэрофлота» от эксплуатации MD-11F и авиакомпании «Полёт» от Ил-96-400Т. Данные типы воздушных судов предназначались для осуществления регулярных грузовых авиаперевозок.
В настоящее время при организации каналов распределения готовой продукции современным предприятиям приходится решать множество вопросов, связанных с доставкой разнообразных грузов. В первую очередь необходимо выбрать тип воздушного средства и методы организации авиаперевозок. При рациональном выборе типа воздушного необходимо обратить внимание на его соответствие свойствам перевозимых авиагрузов:
- сохранность авиагрузов;
- максимальное использование вместимости грузовых отсеков;
- максимальное использование грузоподъемности воздушного средства;
- минимальные затраты на авиаперевозку.
Перевозка авиагрузов воздушным транспортом является самым быстрым и надежным способом доставки. Возможность транспортировать авиагрузы на большие расстояния за короткое время делают использование авиаперевозок выгодным и удобным средством. Не смотря на относительно высокую стоимость, авиаперевозки особенно активно используются при транспортировке грузов, для доставки которых важны скорость (продукты питания, срочные грузы, медикаменты и др.) и дорогостоящие грузы.
Конечно, в авиаперевозках есть свои ограничения. Они связаны с особенностями воздушных транспортных средств. Например, не каждый летательный аппарат сможет поднять в воздух или даже вместить негабаритный груз. Впрочем, опытные логисты в большинстве случаев смогут с этим помочь – подобрав подходящий самолет.
Авиаперевозки регулируются международными и национальными нормами права. Зачастую они значительно расширяют понятие опасных грузов. И это правильно. В воздухе, при пониженном давлении в грузовом отсеке и салоне многие вещества, которые безопасны на земле, могут изменить свои свойства и представлять потенциальную угрозу. Обычные магниты могут повлиять на приборы, а «сухой лед» на высоте начнет выделять отравляющие испарения. И опять же это вовсе не означает, что опасные грузы – пожароопасные вещества, медицинские средства и лекарства, химреактивы, некоторые разновидности горюче-смазочных материалов и т.д. — запрещено перевозит воздушными транспортными средствами. Такая транспортировка потребует получения массы дополнительных разрешений. Плюс за нее придется доплатить коэффициент в размере от 12 до 45% от первоначальной цены, а сами грузы будут тщательнейшим образом досматриваться, взвешиваться и сканироваться [2].
Единственное, нельзя перевозить категорически запрещенные к отправке самолетами и вертолетами грузы. Это, например, взрывающиеся элементы, любые газы, легковоспламеняющиеся и едкие вещества, ядовитые, токсичные и радиоактивные материалы, а также оружие.
Кроме того, необходимо учитывать периодически вводимые ограничения на грузоперевозки к отдельно взятом регионе в связи с чрезвычайной ситуацией или каким-либо мероприятием. Например, во время проведения Олимпиады-2014 в Сочи для пересылки в южные регионы России не принимался целый ряд товаров, включая даже БАДы, вполне безобидные цветы, светильники, духи, фрукты и овощи, драгметаллы, клеи и герметики, подушки безопасности, удобрения, часы и др.
Опасный груз – это вещества или изделия, которые при перевозке по воздуху способны создавать значительную угрозу для здоровья, безопасности людей, имущества и которые классифицируются в соответствии с установленными правилами.
Опасные грузы классифицируются по степени опасности и по их физико-химическим свойствам. Классификация включает в себя:
- определение степени опасности
- определение класса опасности
- определение его номера по списку
- определение возможностей его транспортирования по воздуху, допустимая масса (объем) и необходимые специальные положения
- определение требуемой группы упаковывания
- определение требуемой упаковки
Классификация опасных грузов по их химико-физическим свойствам.
Класс 1 «Взрывчатые вещества»
К опасным грузам первого груза относятся взрывчатые вещества, взрывчатые изделия, пиротехнические вещества. К взрывчатым относятся твердое или жидкое вещество (или смесь веществ), которое само по себе способно к химической реакции с выделением газов такой температуры, давления и скорости, что вызывает повреждение окружающих предметов.
Класс 2 «Газы»
В него включаются газы сжатые, сжиженные, в растворе, охлажденные сжиженные, смеси газов, а так же изделия снаряженные газом и аэрозоли. По степени опасности во время перевозки газы подразделяются на 3 категории:
1) Легковоспламеняющиеся (метан, пропан)
2) Невоспламеняющиеся, нетоксические (азот)
3) Токсические (хлор)
Класс 3 «Легковоспламеняющиеся жидкости»
В этот класс включаются жидкости или смеси жидкостей, а так жидкости, содержащие жидкие вещества в растворе (лаки, краски), которые выделяют пары легковоспламеняющиеся в закрытом сосуде при температуре не выше 60,5 C°. Основной вид опасности заключается в возможности возникновения и быстроты развития пожара.
Класс 4 «Легковоспламеняющиеся твердые вещества»
По виду опасные грузы 4 класса подразделяются на 3 категории:
1) Легковоспламеняющиеся твердые вещества
2) Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой (натрий, калий).
Особую опасность при перевозке представляют некоторые металлы и металлические порошки т.к. при их горении обычные огнегасящие вещества (вода, углекислота) могут усугубить опасность.
Класс 5 «Окисляющие вещества и органические перекиси»
По составу опасные грузы 5 класса подразделяются на 2 категории:
1) Окисляющие вещества
2)Органические веществ
Окисляющие вещества, относящиеся к категории первой, сами по себе не обязательно являются воспламеняющимися, но могут главным образом, путем выделения кислорода вызывать воспламенение других веществ или способствовать их воспламенению или взрыву. К данной категории относятся многие азотные удобрения. Органические перекиси, относящиеся ко 2 категории, не являются теплостойкими веществами и могут разлагаться в ходе экзотермической, самоускоряющейся реакции.
Они также способны разлагаться с взрывным эффектом или быстро гореть. Перевозка практически всех органических перекисей по воздуху запрещена.
Класс 6 «Токсичные и инфекционные вещества»
По видам опасности подразделяются на 2 категории:
1) Токсичные вещества (газообразные, жидкие, твердые вещества, представляющие опасность отравления, химических ожогов, заболеваний, гибели людей, животных и растений). Они опасны при вдыхании, попадания внутрь организма с едой. Наиболее известные ОГ 6 класса – гербициды и средства для борьбы с вредителями.
2) Инфекционные вещества перевозятся по специальным правилам
Класс 7 «Радиоактивные вещества»
К радиоактивным материалам (РМ) относятся:
- ядерно-опасные
- радиоактивные источники излучения
- РМ с низкой удельной активностью
- объемы с радиоактивным поверхностным загрязнением
При организации воздушных перевозок опасные грузы 7 класса необходимо знать, транспортный индекс-показатель опасности радиоактивного груза при транспортировке.
Транспортный индекс бывает 2-х видов:
-1 вид, характеризующий опасность радиоактивного облучения - определяет минимально-допустимые расстояния до экипажа, пассажиров и сопровождающих.
- условия ядерной безопасности (индекс прочности)-определяет допустимое количество совместно-перевозимых ядерно-опасных упаковок.
Класс 8 «Коррозионные вещества»
К этому классу относятся вещества, которые могут вызывать видимые поражения кожи или любой живой ткани, или причинить материальный ущерб другим грузам и конструкции воздушных средств. Наиболее известные и распространенные представители груза 8 класса - электрические жидкостные батареи (аккумуляторы) и растворы поваренной соли (соленая рыба).
Класс 9 «Прочие опасные грузы»
Этот класс включает вещества и изделия, предоставляющие во время перевозки ВТ опасность, которая не может быть отнесена к другим классам опасных грузов. К ним относятся: намагниченные, анестезирующие, малотоксичные материалы, которые могут вызвать у членов летного экипажа и пассажиров и раздражение или недомогание, а так горючие жидкости. Типичными представителями 9 класса являются асбест, сухой лед (твердый двуокись углерода), двигатели внутреннего сгорания, магниты, в том числе в электрических приборах.
Перевозка скоропортящихся грузов.
К перевозке воздушным транспортом допускается только доброкачественный скоропортящийся груз, который в сроки, предусмотренные расписанием движения воздушных судов или обусловленные договором, при транспортировке не потеряет своих качеств.
Скоропортящийся груз перевозится преимущественно перед другим грузом. Сроки перевозки скоропортящегося груза определяются специальными правилами.
Скоропортящийся груз принимается к перевозке по предъявлении отправителем качественных удостоверений или сертификатов.
Скоропортящийся груз животного происхождения принимается к перевозке при наличии ветеринарных сертификатов. Из местностей, объявленных под карантином, груз может быть принят к перевозке по предъявлении отправителем карантинных документов.
Качественные удостоверения или сертификаты должны быть выписаны в день сдачи груза к перевозке и предъявлены отправителем отдельно на каждую грузовую отправку. Качественные удостоверения, выданные ранее указанного срока, считаются недействительными. В качественных удостоверениях и сертификатах обязательно указываются сроки перевозки груза, исчисленные с момента приема груза к перевозке в аэропорту отправления.
Прием к перевозке скоропортящегося груза без документов, подтверждающих качество груза, не производится.
Перевозчик обязан отказать в приеме к перевозке скоропортящегося груза, если он не может обеспечить доставку его в срок, указанный отправителем.
Если по каким-либо причинам, не зависящим от перевозчика, скоропортящийся груз не может быть своевременно отправлен, перевозчик обязан немедленно известить об этом отправителя и возвратить ему груз и плату за перевозку.
Перевозка скоропортящегося груза производится, как правило, рейсами без перегрузки. В исключительных случаях с предварительного согласия аэропорта перегрузки разрешается принимать к перевозке скоропортящийся груз с одной перегрузкой в пути следования.
Скоропортящийся груз перевозится, как правило, с сопровождающими. Если скоропортящийся груз отправляется без сопровождающего, отправитель обязан по требованию перевозчика упаковать и опломбировать каждое место груза. Такой груз выдается получателю в пункте назначения по количеству мест.
При массовых перевозках скоропортящегося груза условия и порядок упаковки, сопровождения и сдачи его устанавливаются в специальных договорах.
Отправитель обязан уведомить получателя о времени вылета воздушного судна, которым отправлен в его адрес скоропортящийся груз. Получатель обязан подготовить транспорт ко времени прибытия груза в аэропорт назначения и своевременно получить груз.
Скоропортящийся груз может быть реализован ранее истечения срока хранения, установленного Правилами перевозки груза на ВЛ СССР, если он не получен получателем и имеется угроза его полного или частичного повреждения. Невозможность дальнейшего хранения скоропортящегося груза и его состояние должны быть подтверждены экспертизой.
Перевозка живых животных.
При перевозке живых животных воздушным транспортом следует учитывать ряд факторов, наиболее важными среди которых являются: вид перевозимых животных, их характеристики, породы, пол, возраст, вес каждого экземпляра, состояние животных, например, характер стрижки, беременность, зимний или летний мех, тип используемой упаковки, тип ВС, окружаемая среда в отделениях перевозки, скорость вентиляции и направление обдува, наличие подогрева или охлаждения.
Окружающая среда во время промежуточных посадок и климатическое воздействие наземных условий при погрузке, разгрузке и транспортировки:
- наилучшее местоположение в грузовых отсеках
- необходимость ухода во время полета
- наличие наземных условий для содержания животных
- наличие необходимых документов, например, сертификат грузоотправителя на живых животных, сертификат о состоянии здоровья, разрешение на импорт или экспорт, транзитную перевозку.
Животные могут быть приняты к перевозке только в чистых специальных контейнерах, которые должны быть защищены от высыпания или вытекания содержимого, а так же исключать возможность побега животных. При обычной транспортировке перевозят животных только в контейнерах. Перевозка в открытых стойлах требует особого разрешения перевозчика. Поскольку большинство животных считается «мокрым грузом», необходимо использовать влагопоглащающий материал.
Минимальные требования по упаковке определяются правилами ИАТА по перевозке живых животных, которые устанавливают конкретные требования к контейнеру для каждого вида животных.
Животные, являющиеся естественными врагами, например, такие как кошка, с собакой могут находиться в одном отсеке при условии, что они не будут видеть друг друга. Собаки и др. животные, имеющие острый нюх, не должны находиться поблизости человеческих останков.
Живых животных нельзя располагать в непосредственной близости с:
1. незакрытыми герметично пищевыми продуктами.
2. Сухим льдом и упакованными в него грузами
3. Криогенными жидкостями
4. Ядовитыми и заразными веществами
Для гарантии безопасной перевозки обычно требуется сопровождающие, которые должны следить за животными и при необходимости оказывать им помощь. Сопровождающие должны иметь специальную подготовку.
Перевозка груза с сопровождающим.
По согласованию с перевозчиком отправитель имеет право сдать груз для перевозки на условиях сопровождения его специально выделенным лицом (сопровождающим) - представителем отправителя или получателя.
Скоропортящийся груз массой 2т и более перевозится только с сопровождающим.
При перевозке отдельных видов груза на особых условиях по требованию перевозчика отправитель обязан выделить сопровождающего и охрану.
Перевозка груза с сопровождающим производится под ответственность получателя или отправителя в зависимости от того, кем назначен сопровождающий.
При оформлении перевозки в грузовой накладной в графе "Дополнительные отметки отправителя" делается запись о том, что груз следует в сопровождении представителя отправителя (получателя), указываются фамилия, имя и отчество сопровождающего, наименование и номер документа, удостоверяющего личность, номер командировочного удостоверения и пассажирского билета.
Сопровождающий должен иметь пассажирский билет, приобретенный на общих основаниях. Перевозка сопровождающих по бесплатным билетам допускается в случаях сопровождения скоропортящегося груза. Порядок перевозки сопровождающих на льготных условиях объявлен в правилах применения тарифов.
Сопровождающий следует вместе с грузом и располагается в пассажирском салоне воздушного судна, а на грузовых воздушных судах - в кабине бортоператора. Сопровождающий может занять место в воздушном судне только после того, как будет погружен и зашвартован груз.
Прием к перевозке и выдача получателю груза, следующего с сопровождающим, производятся в общем порядке, установленном Правилами перевозки груза на ВЛ.
При выдаче груза, следовавшего с сопровождающим, груз не взвешивается, за исключением случаев, когда частичная утрата или повреждение груза произошли по причинам, не зависящим от сопровождающего.
Сопровождающее груз лицо обязано:
- присутствовать при погрузке груза на воздушное судно в аэропорту отправления;
- наблюдать за состоянием груза, его сохранностью и надежностью швартовки;
- немедленно докладывать командиру воздушного судна, бортпроводнику (оператору) о смещении или о расшвартовке груза;
- не допускать перемещения груза в воздушном судне без разрешения командира воздушного судна, второго пилота, бортпроводника;
- беспрекословно выполнять указания командира воздушного судна в полете;
- не допускать к грузу посторонних лиц;
- при сопровождении скоропортящегося груза, в случае задержки воздушного судна в промежуточном аэропорту, докладывать начальнику аэропорта о состоянии груза и целесообразности снятия груза с воздушного судна и его реализации;
- при сопровождении животных кормить и поить животных, производить уборку помещений;
- после выполнения полета докладывать начальнику аэропорта назначения о состоянии груза и о случаях нарушений правил перевозки;
- иметь доверенность на получение груза в аэропорту назначения, если получение груза поручено сопровождающему;
- присутствовать при выгрузке груза из воздушного судна и сопровождать груз до вывоза его с территории аэропорта;
- контролировать правильность укладки груза и надежность его крепления;
- при сопровождении опасного груза принимать меры личной и общественной безопасности, иметь при себе необходимый инструмент и средства для устранения неисправностей, знать правила обращения с этим грузом при ликвидации пожара или отравления, иметь средства индивидуальной защиты и знать правила пользования ими.
Сопровождающему груз запрещается:
- отлучаться от воздушного судна в аэропортах посадки без разрешения командира воздушного судна;
- производить какие-либо действия с грузом во время полета без разрешения командира воздушного судна.
Перевозчик обязан оказывать сопровождающему содействие в выполнении им своих обязанностей.
В тех случаях, когда грузу угрожает повреждение и доставить его в полной сохранности невозможно, сопровождающий обязан принять меры к реализации груза в установленном порядке. Перевозчик в этом случае по письменному заявлению сопровождающего обязан оказать ему необходимое содействие. Отправитель обязан возместить перевозчику все расходы, связанные с оказанием содействия сопровождающему в реализации груза.
При заболевании сопровождающего или при других обстоятельствах, когда он будет лишен возможности сопровождать груз, перевозчик обязан проверить наличие и состояние груза и составить об этом акт. Перевозка груза в этих случаях осуществляется на общих основаниях под ответственность перевозчика. При назначении другого сопровождающего получатель обязан возместить перевозчику все расходы по его содержанию.
Перевозка груза с объявленной ценностью.
Отправитель может сдать груз для перевозки с объявленной ценностью. Сумма объявленной ценности груза не должна превышать его действительной стоимости.
В случае расхождения в оценке стоимости груза между перевозчиком и отправителем отправитель обязан представить доказательства стоимости груза (счет, прейскурант или другой документ), на который объявлена ценность. При отсутствии необходимых доказательств размера объявленной ценности перевозчик имеет право отказать в перевозке груза с объявленной ценностью в размере, указанном отправителем.
С обязательным объявлением ценности к перевозке принимаются:
- груз, на который не установлены государственные цены;
- груз, бывший в употреблении, степень износа которого не определена;
- драгоценные металлы и камни, пушнина, оптическое стекло, ковровые изделия;
- личное имущество граждан, перевозимое без сопровождающего.
Запрещается объявление ценности:
- скоропортящегося груза;
- опасного груза;
- груза, перевозимого с сопровождающим отправителя или получателя.
В случае передачи груза на другой вид транспорта в соответствии с Правилами перевозки груза на ВЛ СССР перевозчик обязан передать его с объявленной ценностью в том же размере, какой был указан отправителем в грузовой накладной. За объявление ценности груза взимается сбор, установленный правилами применения тарифов.
В настоящее время грузовые авиаперевозки осуществляются экспедиционными и транспортными компаниями, которые принимают товар и организуют его грузоперевозку, разница заключается в том, что транспортная компания обладает собственным парком воздушных средств, а экспедиционная нет.
Примером отсутствия четкой границы в определении этих понятий служит немецкая международная экспедиционная компания «DHL». Однако, не смотря на данное позиционирование, «DHL» пользуется не только услугами таких авиакомпаний как: «Emirates Airline», «Qatar Airways», «Аэрофлот», но и обладает собственным транспортным парком.
Согласно интернет-рейтингу 2012 – 2013 гг. основными компаниями, осуществляющими грузовые авиаперевозки на российском рынке признаны:
- экспедиционные компании: «FM Logistics»; «Aeroway Logistics»; «STS Logistics»; «ТрансКом-Авиа»; «АэроСиб»; «DHL»;
- транспортные компании: группа компаний «Волга-Днепр»; «S7 Airlines»; «Аэрофлот»; «Трансаэро»; «Ютэйр».
Группа авиакомпаний «Волга-Днепр» контролирует 50% российского рынка грузовых авиаперевозок. Для определения доли рынка остальных транспортных авиакомпаний воспользуемся показателем суммарного пассажиропотока. Доля рынка транспортных компаний Российской Федерации в 2013 г представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Доля рынка транспортных авиакомпаний Российской Федерации в 2013 г.
Основная часть грузовых авиаперевозок производиться транспортными авиакомпаниями на пассажирских воздушных судах (в грузовых отсеках) и является пассажирско-грузовыми авиаперевозками. В грузовых отсеках перевозятся срочные и ценные грузы. Такие перевозки наиболее рентабельны, так как позволяют использовать свободный тоннаж пассажирских воздушных судов.
Пассажирско-грузовые авиаперевозки производятся также на конвертируемых воздушных судах, которые могут быть оборудованы как полностью - для одной категории перевозок (грузовых), так и частично – для двух категорий авиаперевозок (пассажирских и грузовых).
Основными типами грузовых воздушных судов являются модели: Boeing-747, ДС-10, АН-124 "Руслан", АН-225 "Мрия". Этими самолетами перевозят тяжеловесные и крупногабаритные грузы, что является широко востребованной услугой на международных рынках транспортной индустрии.
Основными типами пассажирско-грузовых воздушных судов являются модели: Boeing 737-800NG, Boeing 767-300ER, Boeing 737-400 и Airbus A319, Airbus A310, Airbus A320. Эти самолеты составляют большую часть воздушного парка транспортной индустрии Российской Федерации.
Актуальной задачей по совершенствованию структуры управления транспортно-экспедиционной компанией является логистический подход управления.
Анализ услуг, предоставляемых логистическими транспортно- экспедиционными авиакомпаниями, показывает, что 58% – это транспортные и складские услуги, 6% - складские, 36% - транспортные (рис. 2) [3].
Рисунок 2 – Услуги логистических транспортно-экспедиционных авиакомпаний
Логистический подход к совершенствованию транспортно-экспедиционной деятельности авиакомпаний изучены в трудах ведущих отечественных ученых: Громов Ы.Н., Персианов В.А., Усков Н.С., Козлов П.А., Дунаев О.Н., Галабурда В.Г., Арсенов В.И., Плужников К.Й., Косиченко Е.Ф., Куренков П.В., Левиков Г.А., Метелкин П.В., Милославская СВ. а также зарубежных ученых: Р. Дал, П. Спарако, М. Портер и др [4].
Анализ работ этих авторов позволил установить, что недостатки в развитии транспортно-экспедиционной деятельности, как неотъемлемой части функционирования транспортной системы страны, создают угрозу замедления социального развития России. Их разрешение становится особенно важным в условиях перехода национальной экономики в фазу устойчивого роста. Система транспортно-экспедиционного обслуживания должна не только обеспечить растущий спрос на транспортные услуги, но и стать катализатором повышения конкурентоспособности отечественных компаний на международном рынке транспортных услуг.
Однако, в условиях российской транспортной авиаиндустрии трудно осуществить логистический подход в полной мере, поэтому не следует ожидать, что отечественная логистика преодолеет отставание от Запада быстрее, чем экономика в целом. Но именно к такому стилю работы необходимо стремиться в будущем, когда станет жизненно необходим логистический подход, который приведет к повышению конкурентоспособности авиакомпаний на рынке — сначала на внутреннем, затем - и на внешнем.
Список источников:
1. Афанасьев В.Т. / Дерегулирование и либерализация на воздушном транспорте, современные условия на мировом воздушном транспорте и гражданская авиация стран Восточной Европы. Материалы симпозиума ICAO 29-31 октября 2001 г. Санкт-Петербург: 2002.
2. Руководство по грузовым перевозкам РГП 84.
3. «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года», - М.: Министерство транспорта Российской Федерации (МИНТРАНС РОССИИ) 2005 г.
4. Лифиц И.М. /Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров, - М.: Юрайт-М, 2001. – 224 с.