Биржи и торговые площадки в интернете
Сударикова Татьяна
Сообщений 1 страница 7 из 7
Поделиться22014-03-16 14:30:30
Примерный план
1.Введение
2 Понятие и сущность коммерции в интернете
3. Системы электронной коммерции в корпоративном секторе
3.1 Торгово-закупочные B2B системы
3.2 Основные процессы электронной торговли в секторе В2В
3.3 Система управления закупками (eprocurement)
3.4 Система полного цикла сопровождения поставщиков (SCMсистема)
3.5 Система управления продажами (e-distribution)
3.6 Система полного цикла сопровождения потребителей (CRMсистема)
4.Отраслевые (вертикальные) электронные торговые площадки (еMarketplace), электронные биржи
4.1 Понятие отраслевой электронной торговой площадки
4.2 Услуги, предоставляемые электронными торговыми площадками
4.3 Структура отраслевой торговой площадки
4.4 Преимущества использования вертикальной торговой площадки
5. Электронные рынки или многоотраслевые (горизонтальные) торговые площадки (е-market)
6. Системы электронной коммерции в секторе В2С
6.1 Классификация систем сектора в2с
6.2 Торговые ряды
6.3 Интернет-витрины (вебвитрины)
7.Тенденции развития электронной коммерции в России
8.Заключение
Список использованной литературы
Отредактировано Сударикова Татьяна (2014-05-25 14:23:36)
Поделиться32014-05-11 15:23:53
Список использованной литературы
1)А.В. Юрасов. Электронная коммерция, 2003
2)Биржи и торговые площадки США http://www.rietumu.ru/trading-equity-USA-stock
3)E-MARKETPLACES или виртуальные торговые площадки http://www.citycor.ru/e-bus/b2b/e-mark.htm http://www.uic.unn.ru/~chep/html/mktplace.htm
4)Мировые торговые площадки http://ifamdirect.com/page/Mirovye_torgovye_ploshadki http://forexcopy.com/fondovie-plochadki.html
5)И.В. Успенский. ИНТЕРНЕТ-МАРКЕТИНГ, 2003.
6)Российская Торговая Система http://www.myrouble.ru/izuchaem-rts-ros … kotirovki/
7)В. Твардовский, С. Паршиков. Секреты биржевой торговли: Торговля акциями на фондовых биржах. — М.: Альпина Паблишер. — 530 с, 2003
8)Московская Межбанковская Валютная Биржа http://www.micex.ru/
9)О правилах выпуска и регистрации кредитными организациями ценных бумаг на территории Российской Федерации http://base.consultant.ru/cons/cgi/onli … W;n=145660
11)О рынке ценных бумаг http://base.consultant.ru/cons/cgi/onli … W;n=148531
12)Агафонова М.В. Услуги интернет-торговли в России: тенденции развития рынка / М.В. Агафонова // Интернет-маркетинг. - 2009. - № 2
13)http://www.akit.ru/e-commerce-russia-2013/
Отредактировано Сударикова Татьяна (2014-05-25 18:01:09)
Поделиться42014-05-11 17:55:46
2 Понятие и сущность коммерции в интернете
Рыночная экономика открывает широкие возможности для инициативных предприимчивых людей, создавая потенциальные предпосылки для создания и развития собственного дела (бизнеса). Аккумуляция капитала, вложение его в наиболее перспективные предприятия, быстрый оборот капитала, его рост, создание новых рабочих мест, получение доходов, обеспечивающих достойный образ жизни как владельцев предприятий, так и наемных работников — вот некоторые из ориентиров бизнеса в различных отраслях экономики и социальной жизни. Россия недавно встала на путь, ведущий к формированию полноценного и цивилизованного рынка, поэтому предпринимательство стало притягательной силой для значительного числа людей, выходцев из различных слоев общества. Отдельные лица или группы лиц вкладывают свои средства, способности и знания, т.е. денежный, материальный и интеллектуальный капитал в создание и развитие какого-либо представляющегося им перспективным дела, бизнеса, успех которого становится целью их деятельности, а материальной формой этого успеха является прибыль.
Коммерция — форма бизнеса, проявляющаяся в создании и функционировании предприятий, деятельность которых направлена на получение прибыли за счет продажи товаров, находившихся в их собственности.
Особой формой коммерции является биржевая деятельность: купля-продажа товаров или ценных бумаг на бирже, игра на разнице цен и т.п., что представляет собой одну из форм коммерческой спекуляции.
Коммерческий бизнес строится по следующей схеме: инвестиции → формирование капитала → создание собственного товара (производство или приобретение) → продажа товара по цене выше закупочной (или выше себестоимости) → получение прибыли.
С развитием интернета и сетевой связи компьютеров, все большую популярность приобретает интернет-коммерция .Развитие торговых отношений с помощью Интернета дало ощутимый толчок для формирования логистики в новом ключе и внесло коррективы в логистическую составляющую он- и офлайнового бизнеса.
Интернет, являясь средством мгновенной передачи информации, перемешал страны, континенты, стер все границы, разрушил устойчивые связи и вызвал появление новых. За последние три-четыре года обороты сделок, заключаемых через Интернет, выросли более чем в 20 раз. Значительно увеличились обороты в секторе электронной торговли между предприятиями. Интернет торговля основана на использовании информационных технологий. Приведу примеру наиболее точных и полных определений электронной коммерции:
«Electronic business (e-business) is any process that a business organization conducts over a computer mediated network» (Электронный бизнес (е-бизнес) - это любой процесс, который коммерческая организация осуществляет посредством компьютерных сетей).
«Электронный бизнес - это совокупность различных бизнес-процессов, в которых применение Интернета и связанных с ним телекоммуникационных сетей, информационных и компьютерных технологий является необходимым условием для осуществления и обеспечения одной или нескольких стадий предпринимательской деятельности».
«Электронный бизнес - соединение наиболее важных систем решения коммерческих задач с клиентурой непосредственно через Internet, внешние и внутренние корпоративные сети» [1].
Наиболее динамично рынок электронной коммерции развивается в течение последних 20 лет, что обусловлено стремительным ростом количества интернет-пользователей, увеличением влияния социальных сетей и других интерактивных онлайн платформ, динамичным развитием систем электронных платежей.
Системы электронных торгов представляют собой программные и технологические решения, предназначенные для автоматизации процедур подготовки и проведения электронных аукционов и других видов конкурентных закупок. Самой распространенной, простой и удобной формой применения систем электронной торговли являются электронные торговые площадки.
Отредактировано Сударикова Татьяна (2014-05-25 18:29:59)
Поделиться52014-05-11 18:01:24
Электронная коммерция позволяет поставщикам и заказчикам в равной мере использовать новые возможности.
Получение высококачественных услуг. Электронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь ближе к заказчику. Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную дои послепродажную поддержку, включающую предоставление подробной информации о продукте и быструю реакцию на запросы заказчика. Потребитель получает возросшее качество обслуживания
Более полная информированность о потребностях потребителей. Персонализация товаров и услуг Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального потребителя и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие их требованиям.
Сокращение пути товара к потребителю. Быстрая реакция на спрос Электронная коммерция позволяет существенно сокращать путь товара от поставщика к заказчику. Товары доставляются непосредственно от производителя потребителю в обход традиционных промежуточных пунктов в виде оптовых и розничных торговых предприятий. Заслуга электронной коммерции состоит в том, что по сравнению с альтернативными вариантами финансовые и временные затраты в ней значительно ниже
Снижение затрат. Одним из главных достижений электронной коммерции является снижение затрат на совершение сделки. Заключение сделки электронным путем на порядок уменьшает затраты на обслуживание сделки, а это в свою очередь влечет за собой снижение цен для потребителей
Новые бизнес-модели, Новые продукты и услуги Новые бизнес-модели — виртуальные предприятия, виртуальные агенты, технологии аутсорсинга и телеработы, которые значительно повышают эффективность коммерческой деятельности. Кроме преобразования рынка существующих товаров и услуг, электронная коммерция открывает возможность появления новых продуктов и услуг.
Несмотря на то, что все эти возможности различны, в то же время они в значительной мере взаимосвязаны. Например, повышение конкурентоспособности и качества услуг отчасти может быть обусловлено массовой персонализацией обслуживания, в то время как сокращение пути доставки уменьшает затраты и таким образом влияет на понижение цены товара.
Отредактировано Сударикова Татьяна (2014-05-25 18:33:09)
Поделиться62014-05-11 18:11:53
3. Системы электронной коммерции в корпоративном секторе
3.1 Торгово-закупочные B2B системы
Системы электронной коммерции в секторе В2В (Business to Business) предназначены для поддержания бизнес-отношений между поставщиками и потребителями и призваны решать задачи сбыта и материально-технического снабжения.
В процессе движения товаров участвуют пять типов хозяйствующих субъектов, образующих цепочку производитель — дистрибутор — дилер — розничный продавец — покупатель. В данной цепочке обязательно присутствие только первого и последнего субъектов.
Тип отношений между каждой парой связанных цепочкой субъектов имеет свои особенности организации электронной коммерции.
Компании-производителю, стремящейся использовать преимущества электронной коммерции, целесообразно определить наиболее важное звено в бизнес-цепочке и начать использование средств электронной коммерции в нем. В первую очередь необходимо автоматизировать трудоемкие рутинные процессы, отнимающие много времени сотрудников: прием заявок; согласование условий, другие виды обмена коммерческой информацией. Компания-производитель может использовать современные информационные технологии для внедрения методов электронной коммерции в работу сбытовых подразделений. Для достижения максимального экономического эффекта от внедрения системы электронной коммерции информационная система сбыта должна быть состыкована с системами планирования производства и организации поставок.
Наибольшее распространение получили следующие системы электронной коммерции:
1) системы управления закупками (eprocurement);
2) системы полного цикла сопровождения поставщиков SCM;
3) системы управления продажами;
4) системы полного цикла сопровождения клиентов CRM;
5) отраслевые (вертикальные) электронные торговые площадки;
6) электронные рынки или многоотраслевые торгово-закупочные площадки.
Для того чтобы их увязать с ресурсными процессами предприятия, необходима интегрированная система управления ресурсами предприятия.
3.2 Основные процессы электронной торговли в секторе В2В
Регистрация. Покупатели и продавцы регистрируются в системе, т. е. указывают свои реквизиты, после чего получают уникальный идентификатор и пароль. Как правило, на этапе регистрации между участником торговой системы и ее провайдером заключается договор на соблюдение установленных в системе правил торговли и проведение платного обслуживания на оговоренных условиях. Заключается договор на этапе регистрации.
Размещение информации. Пользователи, применяя каталог системы, в соответствующих разделах выставляют информацию о потребностях в продукции либо предложения на ее поставку.
Каталог продукции — иерархически структурированный классификатор продукции в форме дерева, ветвями которого являются товарные группы, а листьями — конкретные товары со всеми характеристиками. Каталог реализован на основе многотабличной базы данных с пользовательским интерфейсом построения выборок (списков отобранных по заданным характеристикам товаров) и обычно содержит стандартные поля для описания предложения: название товара, базовая цена, характеристики товара, способ платежа и т. д.
Поиск информации. Выполняется либо вручную путем перемещения по дереву каталога, либо автоматически пугем задания требуемых характеристик товаров (название, предельная цена и т. д.) и получением их списка. Наиболее эффективный способ получения информации — подписка на информацию с доставкой по электронной почте. При этом пользователь задает требуемые характеристики товара и при каждом существенном изменении каталога (появлении или исчезновении товара, соответствующего заданным характеристикам) ему поставляется необходимая информация.
Покупка продукции. Возможны три принципиально разных варианта: определение приемлемого предложения по каталогу, участие в объявленных продавцами торгах или объявление собственных торгов на закупку. В последнем варианте средствами системы электронной торговли покупатель (заказчик) уведомляет неограниченный (открытые торги) или ограниченный (закрытые торги) круг потенциальных продавцов (поставщиков) о намерении приобрести партию продукции на определенных условиях (срок проведения, минимальная и желаемая цена, прочие условия), после чего (по истечении заданного времени или по достижении требуемых показателей) он принимает наилучшее с его точки зрения предложение.
Продажа продукции. Осуществляется в вариантах, аналогичных рассмотренным при покупке.
Определение сторон сделки. После проведения торгов или иных процедур согласования условий сделки стороны через систему электронных торгов получают координаты друг друга.
Заключение сделки. Осуществляется электронным способом с использованием технологии ЭЦП. Таким образом гарантируется и сам факт заключения сделки между сторонами, и соблюдение условий сделки, достигнутых в ходе торгов.
Обеспечение гарантий исполнения договорных обязательств. Реализуется посредством существующих в традиционной экономике механизмов, с той лишь разницей, что документы, подтверждающие сделку, имеют электронную форму. Кроме того, существуют способы снижения риска при заключении сделок: анализ публикуемых рейтингов и отзывов, исключение недобросовестных контрагентов из числа участников торговых систем.
3.3 Система управления закупками (eprocurement)
Данная система предоставляет возможности публикации потребности в материально-технических ресурсах, поиска поставщиков, получения от них коммерческих предложений, организации тендеров, конкурсов и т. д. Система управления закупками позволяет предприятию осуществлять взаимодействие с поставщиками непосредственно со своего интернет-сайта. Назначение данной системы:
снижение расходов на организацию закупок на предприятии; существенное повышение уровня контроля над закупками; снижение расходов из-за уменьшения стоимости закупок; формирование рынка постоянных поставщиков; существенное увеличение выбора закупаемых товаров.
Такая система позволяет публиковать заявки на материально-технические ресурсы, искать поставщиков и получать от них коммерческие предложения, распределять заявки на тендерные или аукционные площадки, направлять постоянным поставщикам уведомления о планах пополнения производственных запасов и т. д. Исследования показывают, что использование такой системы позволяет снизить расходы на закупку на 5—50%.
3.4 Система полного цикла сопровождения поставщиков (SCMсистема)
Развитием системы управления закупками является система полного цикла сопровождения поставщиков SCM. SCMсистема — интегрированная система планирования процессов снабжения и управления ими, которая обеспечивает координацию и контроль деятельности всех участников цепочки снабжения.
В SCMсистемах функции менеджера по закупкам, как правило, берет на себя программа (роботснабженец). Система такого рода должна обрабатывать, анализировать и прогнозировать переменные внешней среды для адекватного планирования производства и необходимых закупок.
Системы управления цепочками поставок позволяют предприятиям, выпускающим сложную продукцию и имеющим множество поставщиков, наладить передачу субподрядчикам требований и технической документации, координировать их работу с поставщиками, а также планировать общие производственные графики для оптимизации использования производственных и складских мощностей и снижения общих издержек.
В общем виде управление цепочками поставок осуществляется следующим образом: розничный продавец в онлайновом режиме получает заказ от потребителя, заявка на данный товар сразу попадает к оптовому поставщику. Если на оптовом складе закончился нужный товар, информация о заказе поступает к производителю. Производитель заказывает необходимые материалы и комплектующие у поставщиков и производит необходимый товар. Потребитель, со своей стороны, может контролировать ход выполнения заказа и проверять наличие товара на складе. Таким образом, все участники цепочки движения материальных потоков интегрируют информационные системы управления предприятиями, контролируют производственные графики и следят, чтобы заказанная продукция была доставлена потребителю вовремя. По разным оценкам компании, использующие системы управления цепочками поставок, экономят до 20% транспортных расходов, сокращают складские запасы на 25—60%, циклы выполнения заказов на 30—50%, общие затраты на логистику на 20—30%.
Технологии SCM следует относить к технологиям управления, описываемым комплексом стандартов и рекомендаций CSRP и предполагающим наличие в системе возможностей управления внешними (по отношению к предприятию) элементами производственной цепочки. В отличие от технологий ERP, задача которых — повышение эффективности функционирования замкнутой производственной среды.
Системы распределенного планирования ресурсов особенно необходимы интернет-магазинам, не имеющим собственных складских помещений: им приходится работать с другими торговыми организациями, реализуя их товар. При отсутствии соответствующей информационной интеграции между магазином и складами торговых организаций покупатель может заказать товар, которого нет ни на одном складе.
Чтобы точнее определить возможности SCM, рассмотрим основные задачи, решаемые с применением этой технологии [90].
1. Закупки и снабжение производства. Система SCM должна решать задачи взаимодействия с поставщиками: их поиск, оформление заказов, взаиморасчеты и т. п. Причем эти задачи могут решаться при помощи специальных электронных торговых площадок: чаще всего на стороне покупателя устанавливается специальное программное обеспечение, позволяющее подключаться к площадке и формировать заказы (иногда достаточно стандартного веб-браузера). Как правило, снабженческие электронные площадки строятся по отраслевому (вертикальному) принципу (подробнее см. п. 2.1.6), но существуют и многоотраслевые площадки, которые можно классифицировать как электронные рынки (пример — отечественная торговая площадка Faktura.ru, подробнее см. п. 2.1.7).
2. Управление складами. SCMсистема позволяет отслеживать размещение товара на каждом складе и предоставлять данные об этом, фактически контролировать все складские процессы: подготовку склада, прием на хранение, отпуск со склада, обеспечивает оптимальное планирование размещения поступающих товаров по складам.
3. Управление транспортными операциями и их оптимизация. Эта стандартная подсистема SCM позволяет рассчитывать стоимость перевозки различным транспортом, таможенные затраты и стоимость погрузочно-разгрузочных работ для оптимизации транспортных маршрутов. Одна из задач подсистемы — оперативно информировать менеджера о нахождении товара и сроках его доставки.
4. Работа с дистрибуторами. В составе комплекса SCM могут также использоваться специальные электронные торговые площадки для работы с дистрибуторами, где размещаются заказы и происходят взаиморасчеты. Кроме того, система может обеспечивать индивидуальный контроль за деятельностью каждого дистрибутора, а также мониторинг его надежности.
Цель внедрения систем класса БСМ — повышение прибыльности компании путем улучшения ее конкурентоспособности, значительного снижения затрат на логистику и закупки.
3.5 Система управления продажами (e-distribution)
Назначение систем данного класса — оптимизация работы с дилерской сетью и конечными потребителями продукции предприятия, снижение затрат на логистику и документооборот, повышение качества обслуживания клиентов и т. п.
Основные элементы систем управления продажами:
- система управления электронным каталогом с прайслистами, персонализированными для каждой группы потребителей;
- система управления данными клиентов (база данных клиентов);
- система электронного документооборота, использующая алгоритмы электронной цифровой подписи;
- система управления логистикой;
- платежная система;
- система кредитования и страхования сделок;
- модуль интеграции с бэкофисом: учетными (бухгалтерскими, складскими) системами и системами управления производством;
- система осуществления заказов, предоставляющая прямой доступ покупателей к информации о реализуемой продукции;
- система безопасности данных.
С помощью систем управления продажами при заказе клиентами товаров автоматически выписываются счета, формируются накладные. Эти системы существенно упрощают работу персонала поставщика и способствуют повышению качества обслуживания покупателей, уменьшая число ошибок и время выполнения заказов.
При работе дилеров или агентов в онлайновом режиме согласование данных о складских остатках, времени поставки и тому подобное осуществляется автоматически в момент предъявления спроса конечным покупателем. Время на выполнение заказа в таком случае сокращается.
Сокращая время на заключение сделки и оформление документов, электронные торговые площадки освобождают менеджеров от рутинных операций по поддержке клиентов. Согласно информации различных источников после внедрения систем электронных продаж операционные затраты снижаются на 15—20%.
Успешность работы компаний-производителей на современном рынке во многом зависит от наличия широкой сети прямых продаж. Отказ от услуг посредников (дезинтермедиация) снижает цену продукции и делает ее более привлекательной для потребителя, что в свою очередь способствует увеличению оборота, а, следовательно, и прибыли компании.
Использование систем управления продажами позволяет конечному потребителю и производителю оперативно обмениваться информацией и согласовывать условия сделок. При этом покупатель получает простой и быстрый механизм заказа, а производитель — дополнительный инструмент увеличения сети прямых продаж и удержания клиентов.
4.Отраслевые (вертикальные) электронные торговые площадки (еMarketplace), электронные биржи
4.1 Понятие отраслевой электронной торговой площадки
Отраслевые электронные торговые площадки (вертикальные торговые площадки) обеспечивают компании необходимой информацией, содержащей промышленные новости, исследования, сведения о состоянии рынка, списки вакансий, а также позволяют установить общение участников непосредственно через чат или с помощью доски объявлений. Помимо информации онлайновые площадки могут предоставлять компаниям различные дополнительные услуги, к примеру, помощь во взаиморасчетах, услуги по контролю и оценке товара, обеспечение качества, послепродажное обслуживание, материально-техническое обеспечение и т. д. Другой вид услуг — помощь в организации взаимодействия продавца и покупателя и интеграции множества партнеров в сетях комплексных поставок.
Вертикальные отраслевые торговые сообщества, объединяющие покупателей и продавцов в определенной индустрии, реализуют несколько бизнес-моделей или форм торговли: электронные (онлайновые) каталоги, электронные аукционы, электронные биржи и т.п. Для всех бизнес-моделей отраслевых торговых площадок характерна ориентация не только и не столько на продажу информации, сколько на организацию профессиональных сообществ и цивилизованного рыночного пространства, включающего обеспечение гарантий выполнения всех обязательств сторон по заключаемым на площадке сделкам и предоставление полного спектра информационного обеспечения по отраслевому принципу.
Бизнес-модель электронного каталога наиболее подходит для отраслей, характеризующихся большой разнородностью и многочисленностью продавцов и покупателей, осуществляющих сделки с относительно недорогими товарами. При этом не имеет смысла согласовывать цены, и они фиксируются продавцами. Данная модель применима на рынках, где спрос достаточно предсказуем и большинство продаж осуществляется известными поставщиками и по заранее определенным правилам.
Другой часто используемой бизнес-моделью является электронная биржа. У бизнес-модели электронной биржи должны быть механизмы согласования спроса и предложения в реальном времени, а также регистрации и проведения сделок. Эта модель наиболее подходит для торговли стандартизованной продукцией, типовыми товарами с достаточно узкой номенклатурой в каждой товарной группе (нефтепродукты, химикаты, сельскохозяйственное сырье). Биржевая модель привлекательна для рынков, где спрос и цены нестабильны, она позволяет участникам рынка оперативно реагировать на изменение конъюнктуры.
Инициаторами создания вертикальной электронной торговой площадки, как правило, являются традиционные корпорации, отраслевые консорциумы, сервисные организации электронной коммерции или государственные предприятия. Основная задача организатора такой площадки состоит в создании инфраструктуры, обеспечивающей реализацию функций сбыта и материально-технического снабжения, например автоматическое формирование и контроль исполнения контрактов, создание отраслевой экспертной информационной системы и т. п.
4.2 Услуги, предоставляемые электронными торговыми площадками
Вертикальные торговые площадки поддерживают все аспекты электронной коммерции — от выполнения трансакций до поддержки сети поставок. Значительно упрощается делопроизводство. Особое внимание нужно уделить организации взаимодействия с бизнес-процессами и бизнес-системами участников, в частности с ERP-системами. Это помогает компаниям оптимизировать планирование, прогноз, управление ресурсами, а торговой площадке — получать данные из внешних приложений в режиме реального времени, что, безусловно, отражается на эффективности ее работы.
Обязательный сервис электронных торговых площадок — предоставление клиентам возможности размещения заявок на покупку или продажу какойлибо продукции. На большинстве площадок эта услуга бесплатна.
Размещение информации о товарах компании на отраслевой площадке часто состоит в дублировании этой информации с собственного сайта — ассортимент, цены, новости, спрос, вакансии и пр. Некоторые предприятия решают эту задачу с помощью шлюзов, автоматически перекачивая информацию.
Электронная торговая площадка призвана исполнять роль автоматизированного рабочего места по ведению торговой деятельности, что влечет за собой необходимость обучения и информационно-справочного сопровождения персонала участников торгов. Оценивая товарные потоки на торговой площадке, ее участники получают уникальную возможность прогнозировать свою деятельность. Детальный анализ дает возможность оценить не только каждого участника в отдельности, но и отрасль в целом. Как правило, отраслевые электронные торговые площадки предоставляют возможность получить информацию об экономической конъюнктуре, доступ к ленте новостей данной отрасли и независимым аналитическим отчетам специалистов рынка. Таким образом, электронная торговая площадка позволяет пользователям найти всю интересующую их информацию в одном месте.
Современные вертикальные торговые площадки не только предоставляют участникам разнообразную информацию, необходимую для ведения бизнеса, но и анализируют эту информацию. В перечень предлагаемых услуг могут входить мониторинг деловой активности на торговой площадке, составление разнообразных отчетов, позволяющих участникам анализировать ситуацию на рынке, выявлять новые тенденции и оперативно отвечать на потребности клиентов.
4.3 Структура отраслевой торговой площадки
Структура вертикальной торговой площадки должна учитывать специфику бизнеса в конкретной отрасли, обеспечивать возможность наращивания и улучшения сервиса, адаптации его к конъюнктурным изменениям.
Структура отраслевой торговой площадки
Контент — отраслевой каталог продукции с единой системой классификации товаров и услуг;
- база данных предприятий отрасли;
- стандарт электронного документооборота в отрасли;
- информационные ресурсы по новостям, событиям, нормативным документам;
- аналитические исследования;
- отраслевая экспертная информационная система;
- доска объявлений;
- форум участников;
- конференции;
- чат;
- карта сайта
Сервисные функции (услуги) — регистрация (в качестве покупателя, продавца или гостя);
- аутентификация, назначение полномочий по работе с системой;
- предоставление каждому зарегистрированному участнику возможности создания собственной начальной страницы;
- торговое место участника: совокупность маркетинговой информации, ориентированной на покупателей и продавцов;
- набор средств управления каталогами товаров, осуществляющих сбор информации, разбивку по категориям и публикацию;
- предоставление возможности поиска продукции на основе многовариантных запросов;
- предоставление аппарата ведения гибких систем скидок и наценок
Трансакционные услуги — система контроля торгов;
- система подбора поставщика и комплектации товара;
- оформление заказа на покупку;
- получение заказа на покупку;
- подтверждение заказа на покупку;
- предоставление информации о статусе заказа, истории его исполнения;
- оформление сопроводительных документов;
- осуществление платежа: инициация и подтверждение;
- депонирование или объединение платежей за месяц
Интеграция с корпоративными системами управления ресурсами — обеспечение доступа к информации каталога товаров поставщика, находящегося на его вебсайте или бэкофисе;
- средства для полной интеграции коммерческих приложений торговых партнеров: баз данных участников, систем планирования ресурсов предприятий (ERP) и т. д.
Бизнес-услуги — система управления логистикой, в том числе управление сетью поставок;
- услуга “генерального подрядчика”;
- платежная система, включая клиринговый центр;
- система кредитования и страхования сделок
Система динамических торгов — аукционы прямые (для покупателей), обратные (для поставщиков);
- биржи
Система статических торгов — продажи по каталогам и прайслистам
Дополнительные услуги — организация послепродажного обслуживания;
- услуги, обеспечивающие интеграцию с транспортными компаниями, оценку стоимости и отслеживание доставки;
- возможность авторизации пластиковых карт покупателей;
- предоставление регулярно обновляемых данных по налоговым ставкам
Аналитические услуги — мониторинг деловой активности на торговой площадке;
- организация рейтингов предприятий данной отрасли или участников площадки;
- прогнозирование ситуации на рынке, выявление тенденций развития ит. п.
Динамика развития торговых площадок предъявляет требования к их построению: модульность и масштабируемость.
Основные модули торговой площадки:
1) административный;
2) управления заказами;
3) продаж;
4) закупок;
5) формирования спроса;
6) управления взаиморасчетами (возможно, включающий клиринговый центр);
7) управления поставками и закупками;
8) управления материальными ресурсами;
9) аналитической информации;
10) планирования;
11) электронных платежей;
12) маркетинговой информации;
13) интеграции;
14) информационного обмена.
Среди основных структурных элементов электронной торговой площадки отметим:
административный модуль, позволяющий разграничить права пользователей по деловым ролям и возможностям работы на площадке, продавцам предоставляет возможность формировать универсальный нормализованный каталог, а поставщикам — загружать в него каталоги своей продукции и прайслисты;
модуль аналитической информации для получения аналитических отчетов о динамике цен на продукцию, динамике товарного предложения и спроса, динамике продаж;
модуль планирования спроса и предложения на тот или иной товар (на любой планируемый момент времени можно получить информацию о числе текущих заказов, графике отгрузки товаров и т. д.);
модуль маркетинговой информации для вывода на рынок новых товаров с минимальными затратами на рекламу и маркетинг (в рамках данного модуля рассылается информация о новой продукции, “хитах продаж” и тому подобном, прессрелизы и рекламные материалы).
4.4 Преимущества использования вертикальной торговой площадки
Отраслевые торговые площадки позволяют стимулировать деловые отношения между предприятиями отрасли, являются весьма эффективным маркетинговым инструментом для исследований рынка и продвижения продукции и меняют способы взаимодействия предприятий, увеличивая открытость рынка.
Как свидетельствует отчет компании Aberdeen Group, в 40—45% случаев компании платят за товары и услуги гораздо больше, чем они стоят на самом деле. Причина этого — недостаток информации о ценах различных поставщиков или сложность получения подобной информации.
Основная задача оптовых покупателей — приобрести необходимую продукцию как можно дешевле. Электронная торговая площадка предоставляет менеджеру по закупкам возможность сравнивать условия поставщиков. Выбор предложения может быть осуществлен не только по наименьшей стоимости, но и по комплексному показателю, который учитывает также условия поставки и предлагаемые производителем актуальные скидки.
Как правило, при использовании отраслевой электронной торговой площадки время на оформление заявки клиента уменьшается в четыре раза. Клиент самостоятельно через Интернет выбирает необходимые ему товарные позиции, при этом цена определяется индивидуально с учетом доставки, накопительных скидок, страховок и прочего, и готовая заявка автоматически отправляется продавцу. Автоматическое формирование документов (без участия менеджера) экономит минимум 15—20% рабочего времени сотрудников служб сбыта и снабжения.
Использование торговых площадок упрощает взаимодействие партнеров, обеспечивает дилерскую сеть актуальной информацией и предоставляет автоматизированные рабочие места для торговой сети любой компании. Управление ассортиментом и обсуждение контрактов в режиме реального времени сводят к минимуму затраты по заключению сделок.
Небольшим предприятиямпокупателям выгодней использовать торговую площадку, чем собственную систему закупок, так как основную часть работ, связанную с обеспечением гарантий сделок и классификации товаров и услуг, берет на себя оператор площадки. Преимущества, связанные с использованием отраслевых торговых площадок:
- снижение трансакционных издержек на 40—60% и оптимизация бизнес-процессов для участников рынка;
- сокращение времени на обработку заказов, мониторинг цен и выведение товаров на рынок, поиск нужных товаров, выяснение у поставщика детальной информации о продукции, цене, стоимости и способе доставки и т. д.;
- увеличение уровня прозрачности рынка;
- доступ к предложениям в режиме реального времени;
- качественно новое взаимодействие с партнерами и получение более полной информации о рынке;
- возможность оперативного анализа хода закупок, прибыльности каждой сделки;
- обеспечение широкого выбора для покупателей из-за консолидации спроса и предложения. Офлайновая компанияпокупатель вынуждена выбирать поставщиков в первую очередь по географическому признаку и часто бывает ограничена во времени и средствах, которые может затратить на изучение всех возможностей, поэтому выбор не всегда бывает оптимальным. Мощные поисковые возможности торговых площадок и доступ из любой точки земного шара значительно повышают эффективность выбора;
- ускоренный доступ к рынку (время выхода на рынок конечных потребителей сокращается на 30—60%);
- расширение рынка сбыта для покупателей: вертикальные электронные площадки можно рассматривать как еще один мощный канал сбыта помимо уже существующих (прямые продажи, дистрибуторская сеть и т. д.). Таким образом, интеграция площадок в систему продаж компаниипоставщика повышает эффективность реализации продукции. Появляется возможность привлечь новых покупателей, недоступных через традиционные каналы продаж;
- создание эффективного инструмента ликвидации устаревших товаров и излишков продукции;
- улучшение сервиса и его персонифицирование;
- получение дополнительной информации о покупателях;
- концентрация отраслевого опыта и стандартизация, в том числе формирование единой базы данных предприятий и продукции в пределах одной отрасли;
- равные возможности доступа на рынок для всех участников, в том числе и небольших организаций.
5. Электронные рынки или многоотраслевые (горизонтальные) торговые площадки (е-market)
Одно из значений понятия электронный рынок — виртуальное рыночное пространство (электронная торговая площадка) для ведения электронной коммерции, предназначенное для сделок куплипродажи товаров различной отраслевой принадлежности в секторе В2В. Отличительная черта электронного рынка — он адресован только профессиональной аудитории, прежде всего менеджерам крупных торговых компаний и холдингов, и призван максимально учесть специфику их работы.
Часть электронных рынков обслуживает только один или несколько бизнес-процессов (например, снабжение предприятия товарами для офиса). Больший эффект дает совместное использование электронных рынков тесно связанными между собой контрагентами. Например, предприятия угледобывающей отрасли — традиционные поставщики металлургических предприятий, а те в свою очередь поставляют продукцию предприятиям машиностроения, которые поставляют часть продукции предприятиям угледобывающей отрасли. Таким образом цепочка поставок замыкается. Перевод коммерческого взаимодействия всех контрагентов данной цепочки в одно электронное экономическое пространство может существенно ускорить и упростить их взаимодействие (в том числе на основе использования клиринговых расчетов).
Электронные рынки могут создаваться как в форме закрытых, ориентированных на определенную группу покупателей или продавцов, так и в форме открытых площадок, позволяющих взаимодействовать одновременно всем субъектам рынка. Такие системы предназначены для организации онлайновой деятельности специалистов служб сбыта и снабжения различных предприятий. На электронном рынке создаются “рабочие места” для обеспечения пользователей (покупателей и продавцов) необходимым сервисом:
создание и поддержка фирменных каталогов; поиск продавцов и покупателей;
проведение тендеров и аукционов в онлайновом режиме; комплекс средств интерактивного онлайнового взаимодействия контрагентов;
маркетинговый и конъюнктурный анализ; предконтрактная и контрактная подготовка; организация взаиморасчетов; интеграция с ЕЛРсистемами участников торгов; контроль поставок и т. п.
6. Системы электронной коммерции в секторе В2С
6.1 Классификация систем сектора в2с
Различают следующие системы розничной продажи товаров в Сети:
электронные торговые ряды (супермаркеты);
интернет-витрины;
интернет-магазины;
интернет-аукционы.
6.2 Торговые ряды
В каталоге электронного торгового ряда могут быть представлены: наименование товара, его спецификация, техническое описание, данные о производителе, фотографии товара, видеофильмы, базовая цена и т. п.
Покупатель может сформировать запрос, указав параметры интересующего его товара в виде набора ключевых слов, например: “офисный канцелярский набор”. Система поиска осуществляет его по каталогам всех поставщиков и предоставляет список всех товаров, соответствующих запросу. В запросе можно указать максимально допустимую цену, ограничить поиск только каталогами некоторых поставщиков и т. д.
Если покупатель не удовлетворен ответом на запрос или не желает тратить время на поиск и анализ предложений, у него есть возможность опубликовать список требуемых товаров. В этом случае поиск осуществляется в обратном порядке, т. е. поставщики связываются с покупателем и делают ему предложения.
Существует три варианта участия продавца в электронном торговом ряду. Первый — помещение прайслиста в сборник прайслистов торгового ряда. Каталоги электронных торговых рядов в зависимости от типа предложения разбиты на категории (например, бытовая техника, компьютеры, спортивное снаряжение и т. д.). В каждой категории размещаются предложения всех компаний, поставляющих товар данного вида. Как правило, когда посетитель принимает решение совершить покупку, торговая система пересылает его на сайт соответствующего продавца, поэтому торговые системы этого типа больше подходят для рекламы товарных предложений, размещенных в уже существующих интернет-магазинах.
Другой вариант связан с участием в электронном торговом ряду, предлагающем размещение новых магазинов прямо в системе (т. е. создается страница интернет-витрины, которая встраивается в портал и на которую переадресовываются все заинтересованные покупатели). Участие в такого рода системах накладывает определенные ограничения и ставит участника в зависимость от уровня развития электронного торгового ряда и товарного предложения конкурентов.
Данные ограничения обусловлены рядом факторов, основные из которых:
- невозможность полной интеграции витрины электронного торгового ряда с бэкофисом компании;
- необходимость использовать в интерфейсе с покупателем стандартные средства электронного торгового ряда по приему платежей, представлению информации о товарах и т. д. В связи с разнородностью магазиновучастников эти средства часто не могут покрыть весь спектр желаемых каждым участником услуг (например, использование специфических платежных систем, трехмерная анимация для представления товаров);
- темпы развития интернет-торговли и интернет-рекламы предприятия попадают в зависимость от темпов развития аналогичных процессов электронного торгового ряда (рекламируя свой магазин, участник торгового ряда будет косвенно рекламировать весь ресурс), фактически предприятиеучастник связывает будущее своего присутствия в Интернете с будущим супермаркета;
- отсутствие единых стандартов качества обслуживания (в общем каталоге торгового ряда все однородные товарные предложения располагаются вместе, и компания, обеспечивающая более высокий уровень сервиса и, следовательно, предлагающая более высокие цены, будет проигрывать, так как не сможет индивидуализировать свои товары).
Поэтому данный вариант размещения в электронном торговом ряду в связи с его относительной дешевизной удобно использовать только для рекламы товаров и изучения рынка.
Еще один вариант размещения в электронном торговом ряду — аренда тематического раздела каталога. При этом только арендатор имеет право представлять товары данной тематики. Этот вариант сохраняет все недостатки предыдущего варианта.
Плюсом размещения в электронном торговом ряду для каждого участника являются низкие накладные расходы по функционированию его магазина, что вызвано использованием общего для всех участников инструментального комплекса.
6.3 Интернет-витрины (вебвитрины)
Следующий вариант организации розничной торговли в Интернете — вебвитрина.
На страницах интернет-витрины размещается информация о фирме, каталоги продукции (услуг), прайслисты на них и форма для подачи заявки. В интернет-витрине можно публиковать новости компании, дополнительную информацию о производителях, советы, аналитические обзоры и т. д. Такой сайт по сравнению с традиционными источниками обеспечивает более полную информацию о товарах и услугах.
Среди интернет-витрин можно выделить следующие разновидности:
статическая интернет-витрина на основе обычных НТМЬфайлов;
динамическая интернет-витрина с отображением информации из некоторой базы данных.
Наряду с участием в электронном торговом ряду, это наименее затратное решение, однако интернет-витрина в отличие от торгового ряда не обеспечивает полный цикл продажи, включая интерактивные процедуры выписки счетов, приема оплаты, отслеживания выполнения заказа и т. д.
Принцип работы интернет-витрины основан на сборе предварительных заявок с последующим их выполнением. По этому принципу работают, например, вебсайты, специализирующиеся на продаже товаров ограниченного спроса (таких, например, как предметы искусства). Основная проблема для продавца заключается в необходимости гарантировать потенциальному клиенту выполнение заказа на заранее оговоренных условиях. Покупатель же рискует получить выбранный товар или услугу с опозданием (или не получить вообще).
Отличительная особенность данной бизнес-модели — осуществление процесса куплипродажи в несколько этапов. Сначала продавец собирает заявки, затем выясняет у поставщика сроки и условия исполнения заказа, после чего информирует об этом потенциальных клиентов (как правило, с помощью электронной почты) и наконец в случае их согласия обеспечивает доставку товара.
С точки зрения продавцов, интернет-витрина и интернет-магазин различаются весьма значительно. Интернет-витрина обходится торговым компаниям недорого, однако она имеет существенные недостатки:
1) не позволяет автоматизировать торговлю с реального склада;
2) не позволяет сократить штат компанийпродавцов и их операционные расходы;
3) отсутствует гибкость в управлении торговыми процессами и организации маркетинговых акций.
Все запросы покупателей в интернет-витрине поступают не в автоматизированную систему обработки заказов, как в электронном магазине, а к менеджерам по продажам. Далее бизнес-процессы интернет-витрины полностью повторяют бизнес-процессы традиционного предприятия розничной торговли. В данном случае отсутствует возможность реального уменьшения уровня операционных издержек, рентабельность вебвигрины мало отличается от рентабельности обычных методов ведения торговли. Главная особенность работы такой формы интернет-торговли —процессы взаимодействия вебвитрины с внутренним бизнес-процессом компании осуществляются вручную менеджерами (на рис. это изображено соответствующими стрелками).
Таким образом, интернет-витрина — только инструмент привлечения покупателя, интерфейс для взаимодействия с ним и проведения маркетинговых мероприятий.
Отредактировано Сударикова Татьяна (2014-05-25 14:13:02)
Поделиться72014-05-11 19:29:05
7.Тенденции развития электронной коммерции в России
Российский рынок интернет-торговли появился относительно недавно и до последнего времени активно развивался, демонстрируя высокие темпы роста. В первую очередь это было обусловлено стабильным увеличением количества пользователей Интернета в связи с развитием современных технологий, в частности широкополосного Интернета, и ростом доходов населения. Высокие темпы роста были также вызваны тем, что рынок еще окончательно не сформировался, а его объем был гораздо меньше его потенциальной емкости, и это создавало значительный ресурс для дальнейшего развития рынка. Однако мировой финансовый кризис внес свои коррективы в состояние дел на рынке интернет-торговли в России: произошло замедление темпов роста, впрочем, как и на всех остальных рынках. В данном случае в качестве положительного фактора можно рассматривать то, что в условиях экономии потребительский спрос может сместиться в сторону интернет-магазинов, т.к. в них товары преимущественно стоят дешевле, чем в традиционных магазинах [12].
20 марта 2014 года на конференции The Moscow Times исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), Виталий Жигулин презентовал следующие итоги 2013 года e-commerce в России:
Количество онлайн - покупателей - 30 миллионов человек, что составляет 50% от общего числа пользователей интернета.
Прирост покупателей за 2013 год - 13% или 4 миллиона человек. Основные источники роста: пользователи в регионах, в том числе недавно подключившиеся к интернету и покупатели с небольшими доходами.
В России более 30 000 интернет-магазинов.
Объем интернет-торговли по итогам 2013 года – 17 миллиардов долларов [13].
Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2013-такое исследование проведено РБК.research. Данный сегмент рынка e-commerce за 2013 год вырос с 21,9 млрд. руб. до 73,7 млрд. руб. или на 42,4%.
Большая часть рынка (38,3%) приходится на регионы - города с численностью населения от 100 тыс. до 1 млн. человек. Суммарная доля Москвы и Санкт-Петербурга - всего 31,6%.
Одежду через интернет покупают 7,4 млн россиян. Это самый крупный сегмент по числу покупателей. За ним уже идут бытовая техника и товары для кухни (45,0%), цифровая и компьютерная техника – 42,7%.
Наибольшая доля в fashion - сегменте принадлежит одежде - 65,1% продаж. За год она выросла на 4,7%. Продажи обуви в 2013 году потеряли по сравнению с 2012 годом 5,8% и составили 21,4% рынка [13].
Объем рынка цифровых товаров в России составил в 2013 г. 41,9 млрд рублей, что на 30% больше предыдущего года.
«Центр Стратегических Исследований Enter Vision» опубликовал исследование "Топ-100 российских онлайн-ритейлеров в 2013 году по количеству уникальных посетителей сайтов".
В основу материала легла собственная аналитика Enter Vision, оперативная статистика Росстата, российских и зарубежных аналитических агентств, а также отчеты крупнейших российских и международных компаний.
В десятку лидеров Рунета по средненедельному количеству уникальных посетителей 2013 г. вошли: 1) Ozon.ru; 2) Ulmart.ru; 3) Wildberries.ru; 4) Svyaznoy.ru; 5) Lamoda.ru; 6) Enter.ru; 7) Mvideo.ru; 8) Eldorado.ru; 9) Dns-shop.ru; 10) Sotmarket.ru.
Наиболее привлекательными сайтами из расчета среднего времени нахождения на сайте по итогам 2013 г. стали Nebo.ru, Bonprix.ru и Komus.ru.
Самыми быстрорастущими сегментами по итогам 2013 г. стали категории "Товары для дома" и "Товары для детей".
Пик популярности интернет-магазинов всех сегментов приходится на декабрь (посещаемость превышает среднегодовой уровень на 30-40%), наименьшая посещаемость - в летние месяцы (период максимального спада - июнь).
Лидером трансграничной торговли является Shopotam.ru, который увеличил свой показатель по количеству аудитории (уникальные посетители в неделю) более чем в 4,8 раз относительно 1-го кв. 2013 г. к 4-му кв. 2013 г. Он же вместе с Kupinatao.com являются интернет-магазинами с самыми высокими показателями по среднему времени нахождения посетителей на сайте из расчетов за период ноябрь 2013 г. – январь 2014 г.
На основе вышеперечисленных данных, можно сделать вывод, что довольно молодой российский интернет-рынок на данный момент развивается быстрыми темпами. Увеличение числа продаж от года к году неизменно растет. Большей популярностью у российских потребителей пользуется электроника и техника, далее идут одежда и обувь, автозапчасти, товары для дома и т.д. И это неудивительно, ведь у подобных покупок множество плюсов: 1) цена на продукты чаще всего ниже, чем в традиционных магазинах; 2) процесс покупки прост и не занимает много времени; 3) нет нужды посещать магазины и проводить в них время; 4) при покупках в интернете, человек изучает отзывы на данный товар и редко покупает не обдумав.
Интернет-рынок в России является перспективным полем для развития, тенденции показывают, что все чаще традиционных магазины переходят на продажи в интернете, ведь интернет охватывает не только города с большим количество жителей, но и регионы, где не всегда есть магазины тех или иных марок.
Отредактировано Сударикова Татьяна (2014-05-25 18:19:43)