Проблема перевозки нефтеналивных грузов
Карпук Екатерина
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22014-03-21 09:35:16
Примерный план статьи
1. Актуальность проблемы
2. Способы перевозки нефтеналивных грузов
2.1 Железнодорожным транспортом
2.2 Морским транспортом
3. Экономика поставок нефтеналивных грузов различными видами транспорта
4. Основные проблемы транспортировки нефтеналивных грузов
4.1 Безопасность перевозки различными видами транспорта
4.2 Затраты на перевозку различными видами транспорта
4.3 Оптимизация перевозок
5. Перспективы развития системы организации перевозок нефтеналивных грузов
Поделиться32014-04-14 14:28:07
Где результаты?
Поделиться42014-04-27 23:41:40
Добыча и переработка нефти играет ключевую роль в развитии многих регионов Российской Федерации. На территории нашей страны выделяют несколько территорий, располагающих значительными запасами нефти и газа, которые называют нефтегазоносными провинциями. В их число входят как традиционные регионы добычи: Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и новые нефтегазоносные провинции: на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Поставки нефти и нефтепродуктов в России осуществляются различными видами транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои особенности, поэтому при выборе того или иного вида транспорта, следует учитывать как общие, так и специфические факторы.
К общим факторам относятся: размещение и объемы производства и потребления нефти и нефтепродуктов, определяющие объемы и направления перевозок; состояние запасов нефти и нефтепродуктов, которое определяет срочность доставки.
К специфическим факторам можно отнести: размещение сети путей сообщения; условия эксплуатационной работы; пропускная и проводная способности; система организации транспортного процесса.
Добыча и переработка нефти играет ключевую роль в развитии многих регионов Российской Федерации. На территории нашей страны выделяют несколько территорий, располагающих значительными запасами нефти и газа, которые называют нефтегазоносными провинциями. В их число входят как традиционные регионы добычи: Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и новые нефтегазоносные провинции: на Европейском Севере, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В настоящее время около 84% нефти, экспортируемой за пределы России, попадает в трубопроводную систему. Из остальных 16% - 13% приходится на железнодорожный транспорт и оставшиеся 3% – на речной и водный.
Российский морской транспорт выступает в роли инструмента экономического и политического влияния России на международной арене. Морской транспорт незаменим, и считается наиболее универсальным и эффективным средством международной доставки грузов. Основными грузами, перевозимыми на российских судах, являются нефтеналивные продукты – 22%, металлы – 20% и уголь – 15%, на прочие грузы приходится 47%. Основной объем международных перевозок нефти с помощью морского транспорта осуществляют танкеры. Для транспортировки нефти по речным артериям используют баржи. Современные танкеры – это гигантские суда.Для таких гигантов нужны глубоководные порты. Так, например, большинство российских портов из-за определенных ограничений не способно принимать танкеры вместимостью более 130-150 тысяч тонн. Нефть и нефтепродукты загружают в танкеры с берега, а разгрузку ведут при помощи корабельных насосов и трубопроводов, проложенных в танках и вдоль палубы. Однако супертанкеры вместимостью более 250 тысяч тонн, как правило, просто не могут зайти в порт, будучи полностью загруженными. Их заполняют с морских платформ и разгружают, перекачивая жидкое содержимое на танкеры меньшего размера.
Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Большинство из них принадлежат независимым судоходным компаниям. Нефтяные корпорации заключают с ними договоры фрахтования, получая право на использование судна.
Еще один вид транспортировки нефти – по железной дороге. Это быстрый всесезонный способ. В нашей стране его используют, чтобы доставить нефть из Западной Сибири на Дальний Восток, Южный Урал и в страны Центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, на Северный Кавказ и в Новороссийск. Железнодорожный транспорт в России является важным элементом производственной инфраструктуры, обеспечивающим территориальную целостность и единство экономического пространства страны. Ежегодно с помощью железнодорожного транспорта в России перевозится более миллиарда тонн различного вида грузов: каменный уголь, металлические руды, кокс, черные и цветные металлы, цемент, лесные грузы, а также нефтеналивные продукты. К нефтеналивным продуктам относятся: сырая нефть, бензин, керосин, дизельное топливо, мазуты, лигроин, минеральные масла и многие другие продукты. На долю железнодорожного транспорта приходится более 50% российского экспорта нефти. Основной доход ОАО "РЖД" получает за счет экспортных поставок нефтеналивных продуктов. Однако для доставки «черного золота» по железной дороге требуется в 10 раз больше трудозатрат, чем для ее транспортировки по нефтепроводам. Поэтому даже в странах с разветвленной железнодорожной сетью этот способ перевозки нефти является второстепенным.
С экономической точки зрения трубопроводный транспорт является наиболее выгодным по сравнению с другими видами транспортировки нефтеналивных продуктов. Трубопроводы позволяют перемещать нефтеналивные грузы на большие расстояния без промежуточных процессов их перегрузки в режиме непрерывного функционирования.
Единственным оператором нефтепроводов в России является ОАО «АК «Транснефть». На её долю приходится 97% перевозок всей нефти, добываемой в стране. Трубопроводная система компании общей протяженностью более 217 тыс. километров.
В настоящее время основными экспортными нефтепроводами являются Балтийская трубопроводная система; трубопровод Дружба, северная ветка которого уходит в Польшу, а Южная – в Словакию; черноморские трубопроводы Самара-Одесса и Самара-Новороссийск.
Перевозка нефти трубопроводным транспортом обуславливает учет энергетической безопасностистран-участниц проекта и требует геополитических методов исследования. Основным конкурентным преимуществом трубопроводного транспорта является относительная дешевизна, что во многом и предопределяет его доминирующую роль на рынке перевозок нефтеналивных грузов. Себестоимость прокачки нефтеналивных грузов по трубопроводам остается ниже себестоимости их перевозки железнодородным и речным транспортом, но выше себестоимости перевозки их по морю.
Главным недостатком трубопроводного транспорта является его узкая специализация. Он способен обслуживать только стабильные и крупные грузопотоки. Также присутствует высокий уровень аварийности, вызванных различными причинами: коррозия, брак при строительно-монтажных работах, брак предприятия-изготовителя, а также механические повреждения. Немаловажной причиной аварийности является слишком долгая эксплуатация трубопроводов, порой годы работы превышают 35 лет. Для поддержания эффективной работы трубопроводов необходимы постоянные ремонтные работы, модернизация техники и т.д.
Список литературы:
А.Б. Егоров: «Инновационные подходы к оптимизации перевозки нефти и нефтепродуктов»
С.М. Кузнецов: «Повышение эффективности управления контейнерными перевозками»
А.С. Левченко: «Организация транспортировки нефтеналивных грузов с использованием информационных технологий»
А.Е. Сощенко: «Развитие методов и технических средств обеспечения эксплуатационной надежности линейной части трубопроводного транспорта нефти»
Отредактировано Карпук Екатерина (2014-05-26 01:22:31)