Моделирование движения материальных ресурсов. Виды движения материальных ресурсов
Носкова Мария
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22014-04-12 16:12:28
Примерный план:
1. Сущность и задачи производственной логистики.
2. Формы движения материальных потоков
3. Виды движения материальных ресурсов в производстве
4. Документальное оформление движение материальных ресурсов.
5. Информационные системы в логистике
6. Диспетчирование и оперативное распорядительство.
Поделиться32014-04-15 15:40:39
Примерный список источников
1. Афанасьева Н. В. Логистические системы и российские реформы. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та экономики и финансов. 2008.
2. Васильев Г. А. и др. Логистика. - М.: Экономическое образование. 2009.
3. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». 1995.
4.. Голиков Е. А.. Пурлик В. М. Основы логистики и бизнес-логистики: Монография.— М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2009.
5. Гончаров П. П. и др. Основы логистики: Учеб. пособие. - Оренбург. 2008 (Издат. центр ОГАУ).
6. Гордон М. П. Тишкин Е. М.. Усков Н. С. Как осуществить экономичную доставку товаров отечественному и зарубежному покупателю: Справочное пособие для предпринимателя. - М.: Транспорт, 2006.
7. Дегтяренко В. П. Основы логистики и маркетинга. - Ростов н/Д: Экспертное бюро, - М.: Гардарика. 2006.
8. Логистика. Учебник для бакалавров. Под ред. Аникина Б.А. 2014
Поделиться42014-05-11 19:11:01
1. Сущность и задачи производственной логистики. Формы движения материальных потоков
Логистика производства — регулирование производственного процесса в пространстве и во времени, а именно планирование материальных потоков и управление ими, организация внутрипроизводственной транспортировки, буферизации (складирования) и поддержание запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства производственных процессов на стадиях заготовки, обработки и сборки готовой продукции.
Материальный поток (МП) в производственной системе — движение материальных ресурсов в пространстве и во времени между стадиями производственного процесса. Упорядочением такого движения, его рациональной организацией занимается производственная логистика.
Производственная логистика (ПЛ), являясь одной из функциональных подсистем интегрированной логистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления им непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. То есть в узком смысле занимается планированием, организацией внутрипроизводственной транспортировки и управлением ей, буферизацией (складированием) и поддержанием запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства производственных процессов стадий заготовки, обработки и сборки готовой продукции (ГП), т. е. в целом представляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и во времени.
Цель производственной логистики заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации ГП или заказами потребителей.
Для обеспечения основной цели ПЛ необходимо в комплексе решать задачи планирования, организации движения материального потока и оперативного управления им не только в основном производстве, но и во вспомогательном и обслуживающем производствах. К вспомогательному процессу относят процедуры закупки, производства и подачи на рабочие места технологической оснастки, запасных частей производственного и обслуживающего оборудования, подачу электроэнергии, газа, воды, пара, смазывающих материалов и т. д. Обслуживающие процессы связаны в основном с транспортными и складскими операциями.
Взаимосвязанными являются также вопросы организации рабочей силы (основных производственных и вспомогательных рабочих) и управления ее движением, поскольку основная дилемма оптимизации затрат на производство заключается в определении компромисса между обеспечением непрерывности загрузки работников и рабочих мест и обеспечением непрерывности движения предметов труда в производстве.
Производственная логистика занимается оперативным планированием и управлением МП в производстве интегрировано и в сочетании с процессами снабжения и сбыта. Современное понимание логистики не только как методологии управления материальными и сопутствующими потоками, но и как концепции системной рационализации управления потоковыми процессами в промышленной организации предполагает постепенное развитие и формирование интегрированных систем управления, построенных на принципах синхронизации, оптимизации и интеграции всех процессов, происходящих в организации.
Современные интегрированные системы управления позволяют полностью автоматизировать управление на промышленных предприятиях, в том числе интегрировать в этот процесс проектирование новой продукции и управление ее жизненным циклом, управление гибкими производственными системами и роботизированными комплексами, материальным потоком в снабжении, производстве и сбыте, связями с поставщиками и потребителями в логистических системах более высокого порядка и т. д. Основные вопросы информационной интеграции логистики рассмотрены I разд. 3.4 «Информационная логистика».
Работа подобных интегрированных систем (концепций MRP II, ERP и т. д.) возможна только в рамках информационной среды, поддерживаемой мощными и производительными ЭВМ.
Сущность применения производственной логистики в интегрированном управлении предприятием заключается в создании условий для оптимального, эффективного и результативного протекания производственно-i о процесса в пространстве производственной системы и во времени.
Современная тенденция рынка к индивидуализации выпускаемой продукции выдвигает на первый план вопросы организации и управления мелкосерийным и единичным типами производств. Соответственно при писании основных методов производственного планирования акцент сделан на удовлетворении современных потребностей науки и практики организации производства, т. е. рассмотрении базовых методов планирования основном не поточного мелкосерийного и единичного производств.
Процесс адаптации к рыночным отношениям требует выполнения следующих условий:
• достижения высокой степени интеграции внутри предприятия и между ее поставщиками и потребителями;
• повышения гибкости и адаптивности производства к конъюнктуре рынка;
• сокращения длительности производственного цикла;
• резервирования производственных мощностей и отхода от максимизации ее загрузки;
• сокращения всех видов запасов;
• универсализации оборудования;
• устранения брака;
• изготовления продукции на заказ и т. д.
Поэтому наиболее актуальными для производственного управления становятся рассмотренные в данной теме концепции MPR — ERP и в особенности ЛТ.
Производственная система промышленной организации состоит из активно существующих комплексов материальных объектов, коллектива людей, производственных, научно-технических и информационных процессов, имеющих целью выпуск конечной продукции и обеспечение эффективного протекания производственного процесса.
Под производственным процессом понимается определенным образом упорядоченный в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции необходимого назначения, в определенном количестве и качестве, в заданные сроки. Производственный процесс по своей структуре неоднороден, он состоит из множества взаимосвязанных подпроцессов, в ходе которых создаются отдельные детали, узлы, а их соединение путем сборки позволяет получить необходимое изделие.
Обычно все производственные процессы подразделяются по функциональному признаку на основные, вспомогательные и обслуживающие.
К основным относят процессы обработки, штамповки, резки, сборки, окраски, сушки, монтажа, т. е. все операции, в результате которых изменяются форма и размеры предметов труда, их внутренние свойства, состояние поверхности и т. п.
Вспомогательные процессы предназначены обеспечивать нормальное протекание основных. Эти процессы непосредственно не связаны с предметом труда, к ним относят: изготовление инструмента и технологической оснастки, ремонт, производство электроэнергии для нужд предприятия и т. п.
Обслуживающие процессы включают контроль качества продукции, хода производственного процесса, транспортные и складские операции.
Развитие и совершенствование всех видов процессов должно происходить согласованно.
Производственный процесс состоит также из простых и сложных подпроцессов, в зависимости от характера операций над предметом труда. Простой производственный процесс представляет собой последовательную взаимосвязь производственных операций, в результате которых получается готовое или частичное изделие. Под сложным понимается процесс изготовления готового продукта посредством соединения нескольких частичных изделий.
В зависимости от объема работ, необходимых для достижения конечного результата процесса, выделяют полные и частичные производственные процессы. Полный процесс включает весь комплекс работ, необходимых для получения конечного результата процесса. Частичный процесс представляет собой незаконченную часть полного процесса. В целях специализации отдельные частичные процессы образуют рабочие комплексы, строение которых характеризуется с точки зрения их элементного, функционального и организационного состава.
Элементный состав рабочих комплексов включает интегрированное и целенаправленное взаимодействие предметов труда, средств труда и рабочей силы, т. е. целенаправленное движение предметов труда по стадиям производственного процесса, на каждом из которых предметы труда подвергаются воздействию со стороны средств труда и рабочей силы.
Функциональный состав характеризуется функциональной специализацией рабочих комплексов на основные, вспомогательные и обслуживающие.
Организационный состав предусматривает деление рабочих комплексов по иерархическому уровню организационных элементов: компания, завод, цех, участок, рабочее место.
Процесс движения предметов труда образует материальный поток, в состав которого входят: комплектующие (сырье), приобретаемые предприятием для переработки и изготовления деталей; детали, проходящие последовательную обработку на разных стадиях производственного процесса; сборочные единицы (узлы), состоящие из нескольких деталей; комплекты, состоящие из узлов и деталей; изделия — законченный сборочный комплект или готовая продукция.
Производственным циклом Тц называют период пребывания предметов труда в производственном процессе с начала изготовления до выпуска готового продукта в пределах одной организации, поэтому он включает циклы выполнения технологических Тт, контрольных Тк, транспортных Ттр, и складских Тс операций (время выполнения операций), естественные процессы Те и время перерывов Тпер.
Технологический цикл Тт образует время выполнения совокупности технологических операций в производственном цикле. А операционный цикл Т включает время выполнения одной операции, в течение которого изготавливается одна партия одинаковых или несколько различных деталей, это время выполнения технологической операции и подготовительно-заключительных работ.
Длительность производственного цикла Тц зависит от метода планирования, организации и управления производственным процессом во времени и в пространстве. Производственный цикл характеризуется не только временем.
Под временем выполнения операций понимается время, в течение которого осуществляется прямое или косвенное воздействие работника на предмет труда. В него включается время на переналадку оборудования, технические операции, транспортные, складские и контрольно-обслуживающие операции.
Время перерывов включает в себя:
• перерывы партионности, возникающие при обработке деталей партиями из-за их пролеживания в ожидании обработки всей партии перед ее транспортировкой на следующую операцию;
• перерывы ожидания — следствие неравенства продолжительности операций на смежных рабочих местах; появляются в результате несогласованности времени окончания одной и начала другой операций, выполняемых на одном рабочем месте, по причине чего детали или партии деталей пролеживают в ожидании освобождения рабочего места;
• перерывы комплектования появляются вследствие того, что детали, образующие одно изделие или комплект, имеют различную продолжительность обработки и поступают на сборку в разное время.
Безотносительно к отраслевой принадлежности любая организация стремится повысить эффективность производственного процесса за счет сокращения длительности производственного цикла путем сокращения:
1) длительности основных и вспомогательных технологических операций;
2) длительности естественных процессов;
3) перерывов.
Третий способ наиболее доступен и эффективен, так как не требует больших затрат, чего нельзя сказать о первых двух.
2. Виды движения материальных ресурсов в производстве
Изготовление деталей в процессе производства, как правило, осуществляется не штучно, а различными партиями, что позволяет сократить вспомогательное и подготовительное время. Если детали запускаются в производство поштучно, одна за другой, то все технологические операции по каждой детали могут быть выполнены исключительно последовательно При запуске в производство деталей партиями появляется возможность варьирования.
Поэтому обработку деталей можно осуществлять тремя способами или видами движения MP: последовательным, параллельным и параллельно-последовательным.
При последовательном виде движения каждая последующая операция начинается только после окончания изготовления всей партии предметов труда на предыдущей операции.
При таком виде движения получается наибольшая длительность производственного цикла и соответственно снижаются все производные технико-экономические показатели: использование производственной мощности, объем незавершенного производства, величина связывания оборотных средств, себестоимость продукции и др.
Чтобы сократить длительность цикла и достичь непрерывности производственного процесса, применяют параллельно-последовательный способ. Его сущность заключается в разделении всей обрабатываемой партии на транспортные (передаточные) партии р. Подбор транспортных партий позволяет обиться непрерывности выполнения операций над партиями деталей, что обеспечивает возможность максимальной загрузки оборудования и рабочих. При организации параллельно-последовательного движения возможно два варианта сочетания операций: а) последующая операция продолжительнее предыдущей; б) последующая операция менее продолжительна, чем предыдущая. Может быть и равенство операций.
Еще больше сократить технологический цикл можно, используя параллельный вид движения предметов труда по операциям, суть которого заключается в том, что транспортные партии или отдельные детали передаются на следующие операции сразу после их обработки на данной операции, что исключает пролеживание деталей. Однако по причине разной продолжительности отдельных операций на соответствующих рабочих местах образовываются простои оборудования и рабочих. Возникает проблема заполнения перерывов другими работами, что не всегда возможно, поскольку другая работа, как правило, требует переналадки оборудования.
Единственным вариантом, когда в процессе идет непрерывно на всех рабочих местах, является тот, при котором продолжительности всех технологических операций либо равны, либо кратны друг другу. Кратность продолжительностей операций позволяет уравнять их путем увеличения на соответствующих операциях числа рабочих мест. Поэтому параллельный способ обычно применяется в крупносерийном и массовом производствах поточного типа. Последовательный вид движения используют в единичном и мелкосерийном производстве при технологическом принципе создания цехов и участков, а параллельно-последовательный — в серийном и массовом производстве, а также в единичном и мелкосерийном в условиях гибких автоматизированных производств.
3. Информационные системы в логистики
Основополагающим отличием логических информационных систем от других видов информационных; тем является уровень интеграции информационного пространства.
Систематизация понятий в данной области исследования позволила им выделить три сложившихся подхода к определению ЛИС:
Логические информационные системы — целостный комплекс программно-технических средств регламентов их функционирования для создания интегрированного информационного пространства и обеспечения эффективной деятельности еретической цепи.
Существуют сложившиеся методологические концепции (стандарты информационных систем), которые варьируют в зависимости от степени интеграции управляемых ресурсов.
Вторым не менее важным вопросом построения ЛИС является ее функциональность (функциональная структура).
Отдельные функции (функциональные подсистемы) входят и тот и в другой потоки данных (например, управление запасами).
Стратегический (координационный) поток и включает следующие ключевые функции ЛИС:
1) стратегический план (стратегические цели);
2) план загрузки мощностей (ограничения по мощности);
3) логистический план (потребности логистики);
4) производственный план (производственные потребности);
5) план снабжения (потребности снабжения).
Стратегические цели. Обычно стратегические цели устанавливают на долгосрочную перспективу - 1—5 лет с последующим уточнение годам и кварталам. В основе любой стратегии лежат маркетинговая и политика и ожидаемые финансовые результаты. Объектами стратегического планирования ЛИС являются:
• клиентская база и целевые рынки компании;
• номенклатура продуктов и услуг (в том числе новых);
• финансовые стратегические цели (валовой доход, объем производства и продаж, себестоимость продуктов и услуг, уровень доступных трудовых и капитальных ресурсов).
План загрузки мощностей (ограничения по мощности). Ограничения по мощности есть результат нехватки как внутренних, так и внених
производственных, складских и транспортных ресурсов. Знание этих ограничений, сопряженных с конкретным уровнем хозяйственной активности, который установлен стратегическими целями, позволяет заранее предвидеть «узкие места» и эффективно управлять наличными ресурсами для удовлетворения рыночного спроса Ограничения по мощности диктуют, где, когда и сколько производить, хранить и транспортировать применительно к каждому продукту.
Проблему нехватки мощностей можно разрешить за счет приобретения необходимых ресурсов, резервирования мощностей или отсрочки производства и поставки продукции. Недостающие мощности можно приобрести не только путем покупки, но и посредством аутсорсинга. Нехватка мощностей придает стратегическим планам временные параметры, отражающие текущую ограниченность производственных, финансовых и людских ресурсов. Эти ограничения оказывают серьезное влияние на планы логистики, производства и снабжения.
Логистический план (потребности логистики). Логистические потребности увязывают между собой необходимые производственные мощности, запасы, транспортные и трудовые ресурсы.
Планы логистических потребностей должны составлять единое целое как с установленными ограничениями по мощности (предыдущий этап планирования/координации), так и с планами производственных потребностей (следующий этап). Только такая интеграция обеспечивает оптимальные результаты деятельности в целом. Недостаточное согласование логистических и производственных планов обычно заканчивается непредвиденным затовариванием производства.
Производственный план (производственные потребности). Производственные потребности определяют графики использования производственных ресурсов и диктуются необходимостью повседневного преодоления «узких мест» в системе управления материальными потоками. «Узкие места» возникают из-за нехватки сырья или ограниченности производственных мощностей. Производственные потребности находят воплощение в основном календарном плане производства и в плане производственных потребностей. Основной календарный план намечает объем производства на день или неделю и график загрузки оборудования. На основе календарного плана производства план производственных потребностей устанавливает график закупок и завоза сырья и материалов, необходимых для выполнения производственных графиков. Важно понимать, что хотя мы и рассматриваем потребности логистики и производства по раздельности, в реальной практике они должны быть согласованы и взаимообусловлены.
План снабжения (потребности снабжения). Потребности снабжения складываются под воздействием ограничений по мощности, потребностей логистики и производства и представляют собой долгосрочные планы пополнения запасов, поставок и грузополучении. На основе этих планов проводят переговоры и заключают контракты о графиках поставки сырья и материалов.
Оперативный поток предполагает информационную поддержку следующих функций:
• управление заказами;
• обработка заказов;
• распределение;
• транспортировка и грузопереработка;
• снабжение.
Рассмотрим подробнее каждую функцию.
Управление заказами включает в себя прием заказов от потребителей и предоставление последним информации о текущем состоянии заказа.
Основные процедуры данной функциональной подсистемы:
• получение заказов в электронной и в бумажной форме;
• проверка платежеспособности заказчика;
• проверка наличия запасов для выполнения заказа;
• подтверждение приема заказа;
• модификация заказа;
• определение цены заказа;
• информирование заказчика о состоянии заказа;
• детализация цен и ценовых скидок;
• процедуры в связи с возвратом товара;
• сервис потребителей.
Обработка заказов. Обработка заказов заключается в распределении наличных запасов между открытыми заказами на поставки и пополнением запасов. Выделение запасов может осуществляться в режиме реального времени, т. е. по мере поступления заказов, или в пакетном режиме. Пакетный режим означает, что заказы накапливают за рабочую смену или за день и периодически обрабатывают. Работа в режиме реального времени позволяет быстрее реагировать на поступающие заказы, но когда уровень запасов невысок, пакетный режим открывает больше возможностей для контроля над ситуацией. Например, при работе в пакетном режиме можно отгружать наличные запасы со склада, а можно прямо с производства. Последний вариант повышает «отзывчивость» ЛИС к запросам потребителей, но в то же время делает менее гибким процесс пересмотра, производственных графиков.
Основные процедуры функции обработки заказов:
• подтверждение приема заказа к исполнению и уведомление об отправке;
• выделение запасов под заказ;
• оформление документов на комплектование грузовых отправок.
Распределение. Данная функция представлена теми процедурами логистики, которые ведают работой распределительных центров, включая прием продукции на хранение, перегрузку, складирование и комплектование грузов для отправки. Операции распределения в рамках распределительных центров могут осуществляться в режиме реального времени или в пакетном режиме. При работе в пакетном режиме ЛИС составляет специальные инструкции для каждого оператора подъемно-транспортного оборудования, занимающегося на складе грузопереработкой. Такие инструкции буквально по минутам расписывают, что следует сделать работнику за час или за смену. При работе в режиме реального времени используются интерактивные информационные технологии (штриховое кодирование, радиотелефонная связь, автоматизированная система грузопереработки и т. п.), позволяющие свести к минимуму временной разрыв между принятием и исполнением решения. Подобные технологии придают операциям больше гибкости и сокращают продолжительность цикла исполнения заказа.
Типичные процедуры функции распределения:
• размещение запасов по складским мощностям и контроль за их движением;
• составление графиков работ;
• контроль за отгрузками;
• комплектование заказов для пополнения складов;
• получение и отправка грузов;
• хранение.
Транспортировка и грузопереработка. Это планирование и обеспечение транспортировки грузов и сопутствующих операций, в том числе: планирование и составление графиков отгрузки, консолидация грузов в крупную партию для совместной транспортировки, нотификация и маркировка грузов, оформление транспортной документации и управление грузоперевозками. Вся эта деятельность нацелена на производительное использование транспортных ресурсов и эффективное управление ими.
Уникальная черта информационного обеспечения транспортировки и грузопереработки в пути заключается в том, что здесь зачастую участвуют три стороны — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель. Для эффективного управления процессом транспортировки необходима определенная интеграция информации, без которой невозможен информационный обмен. Такой обмен требует стандартизации перевозочных документов. В настоящее время координирующие усилия направлены на обеспечение единообразия транспортной и другой коммерческой документации, в том числе заказов, накладных, счетов-фактур, уведомлений об отгрузке и т. п.
Типовые процедуры данной функции ЛИС:
• оформление документов и установление тарифных ставок;
• оценка способности организации должным образом доставить груз, оперативный контроль;
• регулярный пересмотр транспортных тарифов;
• составление графиков и маршрутизация перевозок;
• выставление счетов-фактур;
• оформление отчетной документации и анализ решений. Снабжение. Данная функция ЛИС ведает подготовкой, обновлением и
размещением заказов на закупку, а также контролем за качеством работы поставщиков.
В интегрированной логистике на информационную поддержку снабжения ложится задача контроля и координации приема и отгрузки запасов, чтобы оптимизировать графики использования производственных, транспортных и людских ресурсов. Например, поскольку погрузочно-разгрузочные работы часто являются «узким местом», информационная поддержка снабжения должна обеспечить использование одних и тех же транспортных средств для доставки и отправки грузов. Для решения этой задачи нужно объединение информационных потоков, относящихся к поступлению и отправке грузов. Уровень интеграции логистики существенно повышается при налаживании электронной связи с поставщиками.
Типовые процедуры данной функции ЛИС:
• определение потребности в материальных ресурсах;
• спецификация потребности;
• определение и анализ возможных источников снабжения;
• определение цены и условий;
• подготовка и размещение заказа на закупку;
• контроль выполнения заказа и/или экспедирование;
• получение и проверка поставок;
• оплата поставок.
В заключение данного раздела рассмотрим комплексную функцию, располагающуюся на стыке стратегического и оперативного потоков ЛИС, — размещение запасов и управление запасами.
Роль данной функции заключается в планировании потребностей и управлении запасами готовой продукции от этапа производства до этапа доставки потребителям. Принимаемые здесь решения описываются формулой «где, когда и сколько». А именно: где хранить готовую продукцию? Когда пополнять запасы сырья и материалов? Сколько следует заказать? Исходной точкой этой деятельности является прогнозирование того, каким будет спрос потребителей каждого из распределительных центров. Результаты прогноза служат основой для планирования производства.
Поддержка решений, связанных с размещением запасов и управлением ими, может принимать самые разнообразные формы — от простейших моделей реагирования на происходящие события до сложных систем комплексного планирования. Во всех случаях цель одна - определить, когда и сколько заказывать. Простейшие модели всего лишь реагируют на текущий спрос и текущее состояние запасов, выражая такую реакцию в показателях точки заказа и размера заказа. Сложные системы моделируют будущие потребности на основании прогнозов спроса и продолжительности производственного цикла, что позволяет предвидеть возможные в будущем проблемы на той стадии, когда их еще можно предупредить.
Системы размещения запасов и управления ими различаются также по степени трудозатрат. В некоторых системах приходится вручную составлять или утверждать все заказы на пополнение запасов. В таких системах отсутствует механизм выявления исключительных (экстренных) ситуаций, поэтому каждый заказ на закупку требует внимания менеджеров. Более развитые системы обеспечивают автоматическое размещение заказов и контроль за их прохождением и процессом пополнения запасов. Здесь менеджерам приходится вмешиваться только в «экстренных» случаях, которые система выявляет тоже автоматически.
Система размещения запасов призвана обеспечить оценку эффективности управления запасами, для чего осуществляется контроль за их уровнем, оборачиваемостью и производительностью. Основные процедуры данной комплексной функции перечислены ниже. Заметим, что несколько функций связаны с прогнозированием. Для управления запасами нужно в явной или неявной форме оценивать будущий спрос. Неявный, или «пассивный», прогноз просто сводится к предположению, что в следующем месяце объем продаж будет таким же, как в предыдущем. Явные прогнозы более научно обоснованы, они опираются на информацию о деловом предприятии, его потребителях и действиях конкурентов. Общая предпосылка заключается в том, что прогноз, интегрирующий в себе более разнообразную информацию, облегчает процесс размещения запасов и управления ими и в конечном счете ведет к сокращению потребности в запасах.
Типовые процедуры функции «размещение запасов и управление запасами»:
• анализ прогнозов и моделирование;
• накопление и обновление данных о прогнозах;
• выбор параметров прогноза;
• выбор техники прогнозирования;
• выбор параметров управления запасами;
• моделирование запасов;
• планирование потребностей в запасах;
• интеграция данных о стимулировании продаж;
• формирование, размещение и календарное планирование заказов на пополнение запасов;
• определение целевого уровня обслуживания потребителей.
4.Диспетчирование и оперативное распорядительство
Диспетчирование — это система централизованного оперативно¬го контроля и регулирования текущего хода работы по выполнению производственных заданий согласно заранее разработанным кален¬дарным графикам. Главная цель такой системы — предупредить, обнаружить и ликвидировать производственные неполадки и откло¬нения от графика, а также направить движение производственного процесса в рамки установленного организационно-технологическо¬го режима, обеспечивая условия для выполнения производственных заданий.
Диспетчирование представляет собой заключительный этап опе¬ративного управления производством. В соответствии с главной це¬лью Диспетчирование охватывает следующие виды работ:
• непрерывный учет и сбор информации о ходе выполнения разра-ботанных и принятых к исполнению календарных графиков про¬изводства;
• выявление отклонений от установленных плановых заданий и анализ их причин;
• принятие оперативных мер по устранению и дальнейшему пре-дупреждению отклонений от графика;
• координация текущих работ взаимосвязанных производствен¬ных подразделений для обеспечения ровного ритма производ¬ства в соответствии с календарным графиком.
Диспетчирование осуществляется с помощью специальных техни¬ческих средств связи и сигнализации. В работе диспетчерских служб широко применяются различные приборы и аппараты как проводных, так и беспроводных средств связи, телевизионные установки, световые табло, блоки автоматического счета и учета выпуска изделий, аппа¬ратура магнитной записи, звукоусилительные станции и др.
На основании данных оперативного учета и контроля хода производ¬ства осуществляется оперативное управление всей производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. К контуру оперативного управления предприятием относятся задачи, непосредственно связанные с реализацией производственных планов предприятия. Среди этих за¬дач можно выделить как актуальные для всех видов организаций (снаб¬жение, складской учет), так и характерные только для торговых орга¬низаций (операции с консигнационным товаром, розничная торговля).
Вся информация, получаемая, например, от производственных под-разделений предприятия (цехов, участков, отделов), делится на группы:
• первая — информация, направленная на ликвидацию сбоев на участках производства, которые задерживают или срывают су¬точный (сменный) план выпуска продукции;
• вторая — информация, используемая для ликвидации непола¬док, которые нарушают запланированный ход производства, однако не срывают суточного плана выпуска продукции;
• третья — систематическая информация о ходе производства, используемая для контроля за процессом производства.
Диспетчирование сводится к непрерывному контролю за ходом выполнения плана производства и к текущему распорядительству, направленным на выполнение плановых заданий (табл. 1).
Таблица 1
Методы диспетчерского контроля в зависимости от типа производства
Вид контроля Массовое производство с преимущест-венно поточны¬ми участками Крупносерийное (ритмичное) производство Серийное непериодическое производство Мелкосерийное и единичное
производство
при непрерыв¬ном выпуске при серийном выпуске
По заводу
Контроль выполнения номенклатур¬ного плана предприятия Контроль выпуска изделий из сборки и после испытаний Контроль вы¬полнения зака¬зов в соответст¬вии с календар-ным графиком
посменно и по часам суток в соответствии с установленным ритмом в соответствии с календарным графиком
Контроль межцеховых передач узлов, деталей, полуфабрика¬тов, заготовок и состояния заделов в производстве Контроль в сопоставлении
со стандартными сроками подач с месячным календарным графиком подач
на небольших и средних заводах подетально по всей номенклатуре, на крупных — по важнейшим и отстающим позициям по готовым деталям — в комплектах по узлам; по заготовкам — в комплектах по группам опережения по ведущим деталям с дли¬тельным цик¬лом — по¬детально; по остальным — в комплектах по группам опережений
Вид контроля Массовое производство с преимуществен¬но поточными участками Крупносерийное (ритмичное) производство Серийное непериодическое производство Мелкосерийное и единичное производство
при непрерыв¬ном выпуске при серийном выпуске
Контроль оперативной подготовки производства Наблюдение за наличием заде¬лов перед сборкой и на складах пода-ющих цехов, подетально Наблюдение за наличием заделов деталей, заготовок и полу¬фабрикатов на межцеховых складах
подетально в комплектах: детали по узлам; заготовки — по группам опережений
Вмешательство и помощь при задержках и срывах по сигналам цеховых диспетчеров. Контроль за подготовкой по особо важным позициям (изготовле¬ние инструментария, приспособлений, аварийный ремонт оборудования и т. п.)
Наблюдение за работой отстающих участков Почасовой контроль изготовления отстающих деталей Ежедневный контроль за работой отстающих участков Поэтапный (по операционный) контроль изго¬товления важ¬нейших деталей с длительным циклом
Контроль состояния заделов, выполнения норм, наличия простоев, брака и неполадок Контроль состояния незавершенного производства, выполнения норм, наличия простоев, брака и неполадок
Опережающий контроль (профилактический) готовности деталей за 2-3 дня до наступления срока их подачи согласно
стандартному расписанию подач (выполняется с помо-щью инженеров-кураторов) месячному календарному графику подачи календарному графику подачи узлов и групп деталей
По цеху
Контроль выполнения номенклатур¬ного плана Контроль выпуска изделий со сборочных стендов и конвей¬еров посменно и по часам; выпуска деталей — посменно, отстающих деталей — по часам Контроль выпуска изделий и узлов в соответствии с календарным планом сборки; выпуска деталей или их комплектов в соответствии со сменным заданием Контроль вы¬полнения зака¬зов; выпуска деталей на за¬каз в соответст¬вии с графиком
Контроль подачи в цех заготовок полуфабрика¬тов, материа-лов, деталей Контроль подачи в соответствии со стандарт¬ными сроками — посменно, а по ведущим деталям — почасово по всей получаемой цехом номенклатуре. Контроль обеспечен¬ности сборки готовыми деталями и узлами — подетально Контроль пода¬чи деталей по календарному графику. Конт¬роль обеспечен-ности сборки в комплектах Контроль пода¬чи деталей по календарному графику. Конт¬роль обеспечен-ности сборки по каждому заказу отдельно
Контроль оперативной подготовки производства и обеспечения рабочих мест Периодический контроль по организации питания рабочих мест, вмешательство и помощь при задержках и срывах по сигналам мастеров и кураторов производ¬ственно-диспетчерского бюро
Вид контроля Массовое производство с преимуществен¬но поточными участками Крупносерийное (ритмичное) производство Серийное непериоди-ческое производство Мелкосерийное и единичное производство
при непрерыв¬ном выпуске при серийном выпуске
Наблюдение за работой на линиях и участках Контроль за-пуска на пер-вые операции Контроль запуска на первые операции по объему и срокам Контроль запуска заказа по участкам
Контроль состояния заделов, наличия про¬стоев, брака, невыполнения норм и неполадок Контроль состояния незавер¬шенного производства, наличия простоев, брака, невыполнения норм и неполадок
Профилактический контроль выпуска деталей и их готовности за 2-3 дня до срока подачи
Выявление отстающих операций и их контроль Выявление отстающих деталей и послеоперационный контроль их изготовления
5. Документальное оформление движения материальных ресурсов
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, согласно статье 9 Федерального Закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ "О бухгалтерском учете", должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичный бухгалтерский документ - письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Хозяйственные операции, не оформленные первичным учетным документом, не принимаются к учету и не подлежат отражению в регистрах бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997года №835 должны применяться всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
Унифицированные формы первичных учетных документов по учету материалов утверждены Постановлением Госкомстата от 30 октября 1997года №71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". Следует обратить внимание на то, что утвержденные этим документом унифицированные формы по учету труда и его оплаты, основных средств, утратили силу и в настоящее время не действуют.
Номер формы Наименование формы
М-2 Доверенность
М-2а Доверенность
М-4 Приходный ордер
М-7 Акт о приемке материалов
М-8 Лимитно-заборная карта
М-11 Требование-накладная
М-15 Накладная на отпуск материалов на сторону
М-17 Карточка учета материалов
М-35 Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений
Право лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщиков оформляется выдачей Доверенности (формы №М-2 и №М-2а).
Доверенность оформляется в бухгалтерии в одном экземпляре и выдается получателю под расписку.
Организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер, применяют форму №М-2а и выдачу этих доверенностей регистрируют в журнале учета выданных доверенностей, который предварительно пронумеровывают и прошнуровывают.
Доверенности выдаются только лицам, работающим в данной организации, иным лицам выдача доверенностей не допускается.
Выдаваемая доверенность должны быть полностью заполнена и должны содержать образец подписи лица, на имя которого она выписана. Как правило, доверенности выдаются на 15 дней, но в случае получения товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей доверенность может быть выдана на 1 месяц.
Приходный ордер (форма М-4) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Составляется приходный ордер на фактическое количество поступивших материальных ценностей материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад.
В том случае, если поступающие материальные ценности содержат драгоценные металлы и камни, в данной форме заполняется графа "Номер паспорта".
Акт о приемке материалов (форма №М-7) применяется в следующих случаях:
для оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение;
для оформления приемки материальных ценностей, имеющих расхождение по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика;
для оформления приемки материалов, поступивших без документов.
Данный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Акт составляется комиссией, в состав которой в обязательном порядке входит материально ответственное лицо, представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых с приложенными документами передается в бухгалтерию, а другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику.
Во многих организациях устанавливают лимиты отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции. Для оформления отпуска материалов в этом случае применяется Лимитно-заборная карта (форма №М-8). Данный документ применяется также для текущего контроля соблюдения установленных лимитов отпуска материалов, а также является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.
На каждое наименование материала выписывается два экземпляра документа, один из которых до начала месяца передается структурному подразделению, а другой - складу.
При получении материалов кладовщик отмечает в обоих экземплярах документа дату и количество отпущенных материалов и выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте получателя расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - получатель.
Учет возврата материалов, не использованных в производстве, ведется в этой же форме, причем никаких дополнительных документов при этом не составляется.
В случае необходимости с разрешения руководителя организации, главного инженера или иных уполномоченных лиц допускается сверхлимитный отпуск материалов, а также замена одних видов материалов другими.
После использования лимита склад сдает свои экземпляры документа в бухгалтерию.
Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов в карточках учета материалов (форма №М-17). Лимитно-заборная карта выписывается в таком случае в одном экземпляре и на ее основании проводится операция отпуска материалов. Кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте, а получатель материалов - в карточке учета материалов.
Требование-накладная (форма №М-11) применяется в тех случаях, когда материальные ценности перемещаются между структурными подразделениями организации или между материально ответственными лицами.
Накладная составляется материально ответственным лицом того структурного подразделения, которое сдает материальные ценности. Один из двух составленных экземпляров накладной служит основанием сдающему складу для списания ценностей, на основании второго экземпляра принимающий склад принимает эти ценности к учету. Накладная подписывается материально ответственными лицами и сдающего, и принимающего подразделения и сдается в бухгалтерию для учета движения материалов.
Следует обратить внимание, что этими же накладными оформляется сдача на склад полученных по требованию и неизрасходованных материалов, а также сдача отходов и брака.
Накладная на отпуск материалов на сторону (форма №М-15) применяется для учета отпуска материальных ценностей:
хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории;
сторонним организациям на основании договоров и других документов.
Накладную выписывает работник структурного подразделения на основании договоров, нарядов и других документов при предъявлении заполненной в установленном порядке доверенности на получение материальных ценностей.
Первый экземпляр накладной передают складу для отпуска материалов, а второй экземпляр - получателю материалов.
Учет движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, ведется в Карточке учета материалов (форма №М-17), заполняемой на каждый номенклатурный номер материала. Записи в карточке ведутся материально ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.
Рассматривая порядок заполнения лимитно-заборных карт (форма №М-8) при установлении в организациях лимита на отпуск материальных ценностей мы отмечали, что в некоторых случаях рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках учета материалов. В этом случае операция отпуска материалов производится на основании лимитной карты, выписываемой в одном экземпляре, в которой и расписывается кладовщик. Представитель получателя расписывается непосредственно в карточке учета материалов.
Для оформления принятия к учету материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ, применяемся Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже задний и сооружений (форма №М-35), составляемый в трех экземплярах.
Акт составляется и подписывается комиссией, в состав которой входит представитель заказчика и подрядчика. Первый и второй экземпляр акта остаются у заказчика, который, в свою очередь, прилагает первый экземпляр акта к предъявленному счету для оплаты подрядчику, третий экземпляр передается подрядчику.
При продаже организацией материально-производственных запасов физическим и юридическим лицам в соответствии с пунктом 120 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2001 года №119н, продажа оформляется соответствующим подразделением организации, осуществляющим снабженческо-сбытовые функции, либо должностным лицом, выполняющим аналогичные функции, путем выписки накладной на отпуск материалов на сторону.
При перевозке грузов автотранспортом оформляется Товарно-транспортная накладная (форма №1-Т), которая является основным перевозочным документом. Данная форма входит в альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78.
Товарно-транспортная накладная состоит из товарного и транспортного разделов. Товарный раздел служит для списания товарно-материальных ценностей со склада грузоотправителя и принятия их к учету грузополучателем, транспортный раздел служит для учета транспортных работ и проведения расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов.