Анализ многономенклатурных запасов: ABC-анализ, XYZ-анализ.
Грабовский Максим
Сообщений 1 страница 13 из 13
Поделиться22014-04-21 14:38:41
План:
1. ABC-анализ.
1.1 Определение ABC-анализа.
1.2 Принцип Парето 80/20
1.3 Для чего служит ABC-анализ
1.4 Алгоритм проведения ABC-анализа.
1.5 Преимущества и недостатки ABC-анализа.
1.6 Методы ABC-анализа.
2. XYZ-анализ.
2.1 Для чего нужен XYZ-анализ.
2.2 Как провести XYZ-анализ.
3. Совмещенный ABC/XYZ-анализ.
3.1 Преимущества совмещенного АВС/XYZ – анализа.
3.2 Выделение групп при совмещенном ABC/XYZ-анализе.
Поделиться32014-04-30 23:37:38
1. Управление запасами.
Управление запасами серьезно влияет на деятельность предприятия. С одной стороны, дефицит готовой продукции или сырья способен привести к потере доли рынка или к серьезным убыткам на производстве, а с другой стороны, перенасыщение складов запасами может привести к их устареванию, порче, а также к неэффективному вложению оборотных средств предприятия.
Материальные запасы делятся на производственные и товарные. К товарным запасам относится готовая продукция у поставщиков(сбытовая), на базах и складах (складская). К производственным относятся запасы, уже находящиеся у потребителей, но еще не вступившие в процесс переработки.
По другому запасы можно разделить на расходные и резервные. Расходные запасы нужны для удовлетворения потребностей производства при несоответствии сроков и размеров поступления и потребления ресурсов. Резервные запасы предназначены для удовлетворения потребностей к пику продаж, задержек и срыва поставок, учитывать возможные чрезвычайные обстоятельства. Также существуют и другие виды запасов.
Основными причинами образования запасов готовой продукции являются задержки, нужные для:
• упаковки и затоваривания продукции;
• накопления готовой продукции до размеров отгружаемых партий;
• укомплектования партии поставки, если клиенту одновременно отгружается несколько товарных позиций;
• погрузки в транспортные средства;
• оформление отгрузочных документов.
Также необходимо отметить, что, в частности, под запасом можно понимать:
• наличие товара;
• емкость складских помещений;
• размер капитала страховой компании;
• рабочую силу, которая планируется для выполнения конкретного задания;
• объем информации в базе данных;
• производственную мощность предприятия и т д.
1.1. Модели управления запасами.
К необходимости появления запасов способствуют следующие причины:
1)случайные колебания:
• в спросе за промежуток времени;
• в объеме поставок;
• в длительности интервалов между поставками.
2) дискретность поставок;
3) предполагаемые изменения конъюнктуры:
• сезонность спроса;
• инфляционные ожидание;
• ожидаемое повышение цен;
• сезонность производства.
Перечисленные выше причины приводят к увеличению запасов.
Также существует ряд положений в пользу минимизации запасов, такие как:
1) потери в количестве запаса (хищения, испарение, и т.д.);
2) упущенный доход, который можно было бы получить при вложении омертвленных в запасе средств в предприятия с твердым доходом;
3) плата за физическое хранение запаса;
4) устаревание( моральный износ), характерен особенно для модных товаров, персональных компьютеров, бытовой электроники;
5) качественные изменения (ухудшение потребительских свойств вследствие гниения, разложения, и т.д.)
Таким образом существуют следующие подходы к управлению запасами:
• максимизация запасов;
• минимизация запасов;
• оптимизация запасов - признание необходимости содержания запасов в оптимальном, экономически целесообразном объеме.
Использование этих подходов определяется:
• принятой стратегией развития предприятия;
• состоянием внешней среды деятельности предприятия;
• готовностью персонала предприятия действовать интегрировано;
• организационной культурой предприятия;
• степенью квалификации руководства в сфере логистики.
1.2 Элементы модели управления запасами.
Элементами задачи управления запасами являются:
o спрос на предметы снабжения;
o функция затрат;
o ограничения;
o система снабжения;
o возможность восполнять запасы;
o стратегия управления запасами.
1. Спрос на предметы снабжения может быть:
• детерминированным или стохастическим;
• стационарным и нестационарным;
• непрерывно распределенным или дискретным;
• зависящим от спроса на другие товарные позиции или независимым.
2. Функция затрат образует показатель эффективности принятой стратегии и учитывает следующие издержки:
• транспортные расходы и затраты, связанные с заказом каждой новой партии;
• затраты на штрафы;
• расходы на хранение.
3. Ограничения в задачах управления запасами могут быть разного характера, я хотел бы отметить следующие:
• по средней стоимости;
• по максимальному объему запасов;
• по максимальному объему поставки;
• по числу поставок в заданном интервале времени;
• по доле требований, которые удовлетворяются из наличного запаса.
Необходимо заметить, что ограничения могут серьезно изменить формулировку задачи управления запасами.
4. Система снабжения - совокупность источников заявок и складов, между которыми в ходе операций снабжения осуществляются перевозки хранимого имущества. Существуют 3 способа построения систем снабжения: линейная, децентрализованная и эшелонированная.
Линейная система снабжения предполагает рассмотрение производственной цепочки и распределение буферных запасов по степеням готовности продукта.
Децентрализованная система предполагает, что все склады обслуживаю потребителей и недостача на одном или нескольких складах может быть покрыта за счет избытка запасов на других складах.
Эшелонированная система снабжения предполагает, что каждая недостача покрывается за счет конечных запасов склада высшей ступени.
5. Восполнение запасов обычно происходит с некоторой случайной задержкой относительно момента выдачи требования. Необходимо сказать, что роль и длина данной задержки зависит от конкретных условий, что зачастую помогает упростить задачу. Возможные варианты упрощения:
• мгновенная поставка;
• задержка поставок на фиксированный срок;
• случайная задержка с известным распределением длительности.
6. Стратегия управления запасами - система правил определения момента и объема заказа.
1.3 Классификация системы управления запасами.
Системы управления запасами делятся по следующим признакам по признакам:
• место хранения (потребитель, производитель, снабженческая база и др.);
• вид запасов( сырье, готовая продукция, полуфабрикаты, запчасти);
• свойства запасов(одно- или многономенклатурные запасы, ограниченность срока годности);
• структура системы(последовательная система складов, изолированный склад)
• цели системы (вероятностные и стоимостные критерии, многокритериальность);
• статистические параметры спроса и поставок(управляемость, случайность поставок);
• информационные характеристики(периодичность сбора данных, наблюдаемость спроса);
• ограничения(на объем запасов, размеры партий).
Отредактировано Грабовский Максим (2014-05-04 15:17:05)
Поделиться42014-04-30 23:39:55
2. ABC-анализ.
2.1 Что представляет собой ABC-анализ.
Управление в логистике можно охарактеризовать наличием большого числа однородных объектов управления, которые в разной степени влияют на результат деятельности организации. Например, при управлении запасами предприятий в сфере обращения и производства, иногда приходится принимать решения по тысячам позиций ассортимента. При этом различные позиции ассортимента заслуживают разного внимания, потому что с точки зрения вклада в тот или иной результат производственной или торговой деятельности они не являются равнозначными.
Сущность ABC-анализа заключается в том, что из всего множества однотипных объектов, выделить наиболее значимые с точки зрения поставленной цели. Таких объектов обычно немного и именно на них нужно сосредоточить основное внимание и силы. Таким образом, можно дать определение ABC-анализу: ABC-анализ является инструментом, с помощью которого можно изучить товарный ассортимент, определить важность номенклатурных позиций по заданным критериям, выявить ту часть номенклатуры, которая обеспечивает максимальный эффект.
2.2 Принцип Парето (80/20).
Теоретически основы метода ABC были разработаны Вильфредо Парето, итальянским экономистом и социологом. Он пытался обосновать взаимозависимость и взаимодействие всех экономических факторов. Одним из результатов его исследований стало открытие принципа 80/20.
На принципе Парето 80/20 основывается широко распространенный в логистике метод управления и контроля многономенклатурными запасами - метод ABC. В сфере управления запасами классической совокупностью объектов является номенклатура товарно-материальных ценностей, которые находятся в запасах. Качественные характеристики этой совокупности могут быть разными. Это могут быть:
• издержки по доставке позиции;
• цена закупки позиции;
• объем складской площади, занимаемой данной позицией, и т.д.
В сфере управления запасами принцип 80/20 указывает на то, что 20% номенклатурных позиций товарно-материальных ценностей в запасах нуждаются в 80% выделенных для закупки средств, а 20% закупаемых позиций требуют 80% издержек на доставку, приходящихся на весь план закупки, и т.д.
Итак, принцип 80/20 может помочь из совокупности объектов, которые находятся в запасах, выбрать те 20%, которые будут эффективнее реагировать на управленческие решения в отношении той или иной выбранной качественной характеристики.
По принципу Парето совокупность объектов управления делится на две неравнозначные части. Метод ABC подразумевает более детальное разделение на три части. Обычно распределение границ следующее:
• группа А - дорогостоящие товары, составляющие в общей стоимости приблизительно 80%, количество номенклатурных позиций - около 20%;
• группа В - товары со средней ценой, составляющие в общей стоимости около 15%, количество номенклатурных позиций - около 30%;
• группа С - товары с низкой ценой, составляющие в общей стоимости около 5%, количество номенклатурных позиций - около 50%.
Поделиться52014-04-30 23:41:05
2.3. Алгоритм ABC-анализа.
Порядок проведения ABC-анализа состоит из следующих этапов:
1. Постановка цели анализа.
2. Определение управляемых объектов, анализируемых ABC- методом.
3. Выделение признака, на основе которого будет проводиться классификация управляемых объектов.
4. Оценка управляемых объектов, по выделенному признаку.
5. Группировка объектов в порядке уменьшения значения признака.
6. Построение кривой ABC.
7. Разделение управляемых объектов на три группы (A, B, C).
Первым, основным этапом проведения ABC-анализа является формулирование цели анализа, то есть множество объектов управления будет разбито на подмножества A, B и C, по-разному, в зависимости от цели анализа. То есть, в управлении многотысячными позициями ассортимента склада организации оптовой торговли с применением метода ABC, можно решить следующие задачи:
• сокращение числа перемещений на складе;
• сокращение величины запасов;
• снижение числа хищений материальных ценностей.
На втором этапе происходит определение управляемых объектов, анализируемых ABC-методом. Обычно таким объектом является позиция ассортимента.
На третьем этапе выделяем признак, например, доля запаса товаров на складе, полученных от данного поставщика - признак по которому будет происходить ранжирование поставщиков.
На четвертом этапе после того как выделен признак классификации, каждый из объектов управления оценивают по выделенному признаку.
На пятом этапе происходит группировка управляемых объектов в порядке уменьшения выделенного признака. Верхняя, малая часть ранжированного списка будет играть основную роль с точки зрения поставленной цели.
Затем на шестом этапе строится кривая ABC.
На седьмом этапе объекты управления разделяются на три группы.
2.4. Методы ABC-анализа.
Существует множество методов ABC-анализа, такие как:
• эмпиричекий;
• метод суммы;
• дифференциальный;
• аналитический;
• метод многоугольника;
• метод петли;
• метод касательных.
Поделиться62014-05-03 23:31:10
3. XYZ-анализ.
3.1 Что представляет собой XYZ-анализ.
XYZ-анализ может производить классификацию товаров организации в зависимости от равномерности спроса и точности прогнозирования. Данный метод является математически-статистическим методом.
Торговля будет прибыльной, если заранее запастись такими товарами, которые будут нужны. Правильно сделанные запасы смогут приносить производителю отличный доход. XYZ-анализ позволяет анализировать свои продажи и поможет сделать выводы о предсказуемости или о непредсказуемости спроса на ту или иную продукцию. Намного удобнее использовать и покупать продукцию, которая пользуется постоянным спросом, а не тратить деньги на продукцию, которая сегодня актуальна, а завтра нет. Таким образом, XYZ-анализ позволяет разделить товары на группы, на основе сравнения стабильности объема их продаж. Целью XYZ-анализа является прогнозирование объектов исследования, таких как: колебания уровня спроса, стабильность продаж отдельных видов товаров.
Принцип дифференциации товаров в XYZ-анализе заключается в том, что все продукты, товары делятся на 3 группы в зависимости от степени равномерности спроса, а от этого будет зависеть точность планирования и прогнозирования на будущие действия участников логистической цепи.
При стабильном спросе возможно достаточно точно спрогнозировать объем производства. Значит можно заранее рассчитать потребности в нужном сырье, полуфабрикатах, материалах, товарах, выбрать оптимального поставщика и заключить с ним договор поставок на самых лучших условиях.
При нестабильном спросе планирование потребностей с сырье, материалах, товарах не может быть точным. Следовательно, компания должна компенсировать колебания спроса, то есть создавать дополнительные запасы во всех звеньях логистической цепи или работать под заказ, а снабжение осуществлять по мере необходимости. В том и другом случае возникают дополнительные затраты, что приводит к снижению эффективности производства. В связи с этим, необходимо заранее разделить весь ассортимент в зависимости от стабильности спроса для того, чтобы можно было принять правильные управленческие решения.
При XYZ-анализе товары делятся на 3 группы:
• Группа X - товары, которые характеризуются стабильностью продаж и высокими способностями прогноза продаж. Отклонение от средних продаж мало. Коэффициент вариации меньше, либо равен 10%. Спрос равномерен, по таким товарам можно делать оптимальные запасы и использовать методы прогноза спроса и оптимального запаса. Удельный вес таких товаров 50% от всего ассортимента.
• Группа Y - товары, которые характеризуются некоторыми колебаниями потребностей в них и средними возможностями прогнозирования. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса - средние. Коэффициент вариации 10-25%. Удельный вес таких товаров составляет 30% от все ассортимента.
• группа Z - товары, которые характеризуются нерегулярным потреблением, прогнозировать объем продаж сложно, спрос возникает эпизодически. Отклонение от средних продаж существует и значительно отличается. Коэффициенты вариации таких товаров больше 25% и даже могут быть больше 100%. К таким товарам могут относиться товары, доставляемые по заказу клиента, уникальные товары и другие.
3.2. Подходы к управлению запасами на основе XYZ-классификации.
Из XYZ-анализа можно извлечь пользу в управлении запасами. Главное преимущество XYZ-анализа - объективный, однозначный, выбор подхода к управлению запасами конкретной продукции. Я хотел бы рассмотреть выбор подхода к управлению запасами по группам рассматриваемой классификации.
Группа X - запас данной группы можно охарактеризовать хорошей стабильностью спроса. Данный факт позволяет наладить работу с поставщиками или с поставляющим звеном так, что характеристики поставки максимально соответствовали требуемым характеристикам спроса. Запас является средством сглаживания расхождения характеристик спроса и поставки, обеспечивающей спрос. Поэтому, в группе Х, в которой расхождение характеристик поставки и спроса минимально, минимизация является верным подходом в управлении запасами данной группы товаров. Обязательно нужно учесть, что минимизация, как подход к управлению, не требует минимизации величины запасов. Главное в минимизации - акцент на налаживание взаимоотношений с поставщиком, результатом которого будет по времени поставка близкая к поставкам «точно в срок». Запас группы X может рассматриваться как отрицательное явление в организации. Расчетная составляющая работы с запасами категории X может быть основана на использовании оптимизационных и пр. моделей. При этом расчетная составляющая отодвигается на второй план. Группа Х - прерогатива организационной работы по налаживанию взаимодействия звеньев логистической цепи. Необходимо заметить, что в организациях это выполняется руководителями групп, отделов, департамента, а не исполнителями. Поставщики группы X могут быть рассмотрены как объект стратегической работы.
Группа Y - номенклатура запасов этой группы имеет выделенные тенденции в потреблении. Устойчивый рост или снижение, сезонные колебания - типичные особенности спроса на эти товары. Эффективная организация поставок "точно в срок" от внешних и внутренних звеньев маловероятна. В данном случае запас должен реализовывать свою основную функцию - сглаживать расхождение характеристик поставок и спроса. Главным аспектом является оптимизация уровня запаса, который должен обеспечить нужный уровень обслуживания потребителей при минимальных совокупных затратах на создание и поддержание запаса. Можно сделать вывод о том, что для группы Y нужно реализовать подход, в основе которого лежит оптимизация уровня запасов. Запас группы Y расценивается для компании как явление положительное, которое необходимо для обслуживания потребителей. Главный аспект - расчет оптимального уровня запаса. Основные исполнители - сотрудники групп, отделов, ответственные за проведение закупок и содержание запасов. Все оптимизационные методы и модели теории управления запасами предназначены именно для группы Y. Ни в группе Х, ни в группе Z они не дадут лучшего результата.
Группа Z - к данной группе относятся товары, которые не имеют ни тенденций в спросе, ни постоянства в нем. Значит, прогноз потребностей в данных товарах невозможен. Прогнозирование зачастую не дает точной оценки спроса для управления запасами. Можно сказать, что прогнозирование в данной группе нецелесообразно. В группе Z оптимизационный подход не может быть применен из-за отсутствия расчетной базы. Выбор остается между максимизацией(если позволяют финансовые возможности) или минимизацией(возможно исключить данный товар). В этих двух случаях вопрос должен быть решен коллегиально либо коллективом сотрудников, либо коллективом руководителей, как правило заинтересованных подразделений. Данная группа требует много внимания и сил, из-за того, что по ней руководству нужно определиться с альтернативным решением: является ли запас группы Z положительным (при максимизации) или отрицательным (при минимизации) явлением для предприятия. Выбор решения основывается, как правило, на субъективно определяемом наборе факторов и опыте руководителей. В отличие от этой группы, группы X и группа Y имеют однозначно определенный эффективный подход к управлению.
Подходы к управлению запасами на основе XYZ-классификации.(см таблица 1)
Таблица 1.
Группа Подход к управлению Уровень исполнения
X Минимизация Руководители групп, отделов, департаментов
Y Оптимизация Исполнители
Z Минимизация или максимизация Руководители групп, отделов при согласовании смежных служб
Поделиться72014-05-04 01:21:56
3.3. Алгоритм XYZ-анализа.
Как уже говорилось ранее, XYZ-анализ проводит дифференциацию товаров на основе сравнения стабильности объема их продаж. В основе этого анализа лежит нахождение коэффициента вариации (v) для анализируемых параметров. Коэффициент вариации - это отношение среднеквадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых параметров.
где xi – i-е значение спроса по оцениваемой позиции; - среднее значение параметра по оцениваемому объекту за i-ый период; n – число периодов, за которые произведена оценка.
XYZ-анализ состоит из следующих этапов:
1. Определение объекта анализа. (поставщик. клиент , товарная группа , товар, и т д.)
2. Определение критерия по которому будет осуществляться анализ. ( средний товарный запас, объем продаж, доход , и т д.).
Зачастую для осуществления XYZ-анализа используют стоимостные показатели продаж. Товарные запасы - результат действий различных факторов, то есть запас на складе может зависеть от: размера минимальной или максимальной партии, установленной периодичности поставок, наличия складских площадей. Таким образом, выбор критерия нужно проводить экспериментальным путем, анализируя результаты, которые были получены пи применении различных параметров.
3. Необходимо установить период и количества периодов, по которым будет проводиться анализ(неделя, месяц, год, квартал, и т д.)
Нужно отметить, что периодичность XYZ-анализа для каждого предприятия индивидуальная. Периодичность XYZ-анализа должна быть больше срока от момента заказа товара до его получения заказчиком. Чем больше количество периодов, тем более показательными будут результаты.
4. Рассчитывается коэффициент вариации для каждого анализируемого объекта.
5. Группировка объектов анализа с возрастающим значением коэффициента вариации критерия.
6. Получение групп X, Y, Z. Графическая или табличная интерпретация полученных результатов.
Поделиться82014-05-04 01:23:10
3.4 Особенности XYZ-анализа.
XYZ-анализу присущи следующие особенности:
• результаты XYZ-анализа будут эффективными, если будет взят длительный период времени для анализа. Необходимо, чтобы период в несколько раз был больше оборачиваемости товаров в днях;
• XYZ-анализ не нужен и невозможен, если в ассортименте много новых товаров или поставки идут с перебоями, в данной ситуации следует вводить другого параметра для анализа, например, запросы или обращения клиентов;
• Если торговая точка существует в условиях дефицита, то скорее всего XYZ-анализ вряд ли покажет настоящую картину;
• XYZ-анализ зачастую применяется в складской логистике, где необходимо определить частоту спроса для рационального распределения пространства на складе. Тогда товары группы X располагаются в "горячей" зоне отгрузки, остальные товары располагаются в более отдаленных местах;
• Даже если позиция имеет устойчивый рост в продажах, она с большей долей вероятности попадет в группу Y или Z. Именно в этом особенность анализа – он показывает отклонения от среднего, устойчивые или неустойчивые продажи.
XYZ-анализ представляет собой интерес для производителей и дистрибьюторов, у которых есть свои склады. Любая закупка связана с большими издержками для фирмы (хранение, логистика, и т д.), а также с прямыми рисками. Ведение сбалансированной закупки является важнейшей задачей любого предприятия.
Используя XYZ-анализ по отношению к своим клиентам, можно построить прогноз продаж на следующие периоды, разрабатывать специальные программы для постоянных клиентов, а также переводить клиентов из групп Y, Z в группу X.
Итак, применение XYZ-анализа помогает поделить ассортимент на группы в зависимости от стабильности продаж. По тем результатам, которые будут получены, целесообразно провести работу по устранению причин влияющих на стабильность и точность прогнозирования продаж.
Поделиться92014-05-04 03:24:09
4. Совмещенный ABC/XYZ-анализ.
Сочетание ABC и XYZ анализов определяет абсолютных лидеров (категория AX) и аутсайдеров (категория СZ). Оба этих метода отлично дополняют друг друга. ABC-анализ помогает оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта, а XYZ-анализ помогает оценить скачки сбыта и его нестабильность. Таким образом, можно делать совмещенный анализ, где в ABC-анализе используются два критерия - прибыль и объем продаж.
Поделиться102014-05-04 03:26:42
4.1 Выделение групп при совмещенном ABC/XYZ-анализе.
Прежде чем совместить показатели ABC- и XYZ-анализов, нужно сделать ABC-анализ товаров по сумме полученного дохода или по количеству проданной продукции за определенный период, например за квартал. После чего провести XYZ-анализ тех же товаров, за тот же период, только после этого результаты этих двух анализов совмещаются. При совмещении выделяются девять групп товаров(см таблица 2.).
Таблица 2.
Группы A B C
X AX BX CX
Y AZ BZ CY
Z AZ BZ CZ
1) товары групп A и B делают главный товарооборот фирмы, следовательно их постоянное наличие жизненно необходимо. Зачастую по товарам группы А делается страховой избыточный запас, а по товарам группы В - достаточный. Применение XYZ-анализа помогает точнее настроить систему управления товарными ресурсами и следовательно уменьшить суммарный товарный запас;
2) товары групп AX и BX выделяет высокий товарооборот и стабильность. Важно осуществить постоянное наличие товара данных групп, но для этого придется создавать избыточный страховой запас. Расход товаров данных групп стабилен и хорошо прогнозируется;
3) товары групп AY и BY при достаточно высоком товарообороте обладают недостаточной стабильностью расхода, а вследствие, для того чтобы обеспечить постоянное наличие, необходимо увеличить страховой запас;
4) товары групп AZ и BZ при очень хорошем товарообороте выделяются очень низкой прогнозируемостью расхода. Следовательно, по товарам данных групп нужно пересмотреть систему заказов:
- нужно перевести какую-то часть товаров на систему заказов с постоянной суммой (объемом) заказа;
- обеспечивать по части товаров более частые поставки;
- выбирать поставщиков, расположенных близко к складу, тем самым снизив сумму страхового товарного запаса;
- повышать периодичность контроля;
- поручать работу с данными группами товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.;
5) товары группы С составляют около 80% ассортимента предприятия. Использование XYZ-анализа помогает сократить временные затраты, которые менеджер тратит на управление и контроль над товарами данных групп;
6) что касается товаров группы СХ, то можно применять систему заказов с постоянной периодичностью и снижать страховой запас.;
7) по товарам группы CY возможен переход на систему с постоянной суммой(объемом) заказа, а страховой заказ можно формировать по финансовым возможностям;
8) в группу товаров СZ попадают все новые товары, товары спонтанного спроса, поставляемые под заказ, и т д. Некоторые из этих товаров можно выводить из ассортимента без потерь, а остальные нужно постоянно контролировать, потому что именно из товаров этой группы появляются неликвидные(труднореализуемые) товарные запасы, от которых фирма несет потери.
Поделиться112014-05-04 03:29:34
4.2 Преимущества совмещенного ABC/XYZ-анализа.
Можно выделить следующие преимущества совмещенного ABC/XYZ-анализа:
• При их совместном использовании повышается эффективность системы управления товарными ресурсами;
• увеличивается доля высоко прибыльных товаров, причем без нарушения принципов ассортиментной политики;
• помогает выявить ключевые товары и причины, которые влияют на количество товаров, хранящихся на складе;
• помогает перераспределить усилия персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
Поделиться122014-05-04 19:21:17
5. Прочие модели.
5.1. Классификация моделей управления запасами.
Многообразие различных ситуаций вызвало необходимость рассмотрения большого количества интерпретаций задач управления запасами, которые систематизированы только частично.
Например, Г.И. Феликсов предложил характеризовать модели системы управления запасами 17 компонентным вектором, который задает стратегии: формирование заказов, объемы пачек, требований поставок, формирование расходов на хранение, количество уровней системы, наличие ограничений и т д.
Также существует классификация, которая различает модели по:
• числу складов;
• по числу номенклатур;
• характеру спроса;
• целевой функции;
• характеру восполнения;
• способу рассмотрения динамики;
• стратегии восполнения;
• учету недостач;
• задержке поставок;
• способу контроля уровня запаса.
Данная классификация приводится в справочнике.
Доскональная классификация моделей управления запасами, несет в себе полезность только при создании для управления запасами компьютерной базы знаний. В таком случае возможно сделать диалоговую систему, которая опрашивает пользователя и постепенно формирует код нужной модели или близкой к ней. Затем по этому коду можно войти в базу данных и найти библиографический источник, где можно посмотреть подробности модели, понять допущения и метод получения результата, а при необходимости и способности даже модифицировать модель.
5.2. Выбор варианта модели.
В первой части данной работы были рассмотрены элементы моделей управления запасов. Теперь я хочу рассмотреть как классифицировать варианты этих элементов на практике.
Система снабжения. В подавляющем количестве случаев на складах может храниться от нескольких до сотен тысяч номенклатур. Зачастую удается свести задачу к однономенклатурной, решение которой намного проще. Вообще выделяют три такие ситуации:
• каждая позиция поставляется независимо, а штрафы по отдельным номенклатурам суммируются. В данном случае задача распадается на N число номенклатур(однокомпонентных);
• поставки реализуются комплектами, каждый элемент может быть использован только в данном комплекте. Следовательно, данный комплект считается одной обобщенной номенклатурой;
• спрос на группу позиций, которые приходят от одного и того же поставщика, обладает сильной положительной корреляцией. Таким образом, эти номенклатуры объединяются в общий предмет снабжения.
Вообще все модели управления запасами подразделяются на динамические и статические.
К статическим относятся ситуации, когда все критерии не зависят от времени, а момент затраты определенной суммы с точки зрения итогового показателя будет безразличен. Например, это задачи с минимизацией затрат в единицу времени.
Динамическим моделям нужно считаться с экономической выгодой от рассрочки платежей, что проявляется в стремлении оттягивать затраты на конец планируемого периода. Еще одной особенностью динамических моделей считается зависимость начального запаса в отчетном периоде от решений, принятых в предшествующих периодах.
Спрос на предметы снабжения. Здесь будут рассмотрены варианты задания спроса. Следует различать две ситуации.
Первая описывается тем, что потребительский спрос, не удовлетворенный на начальном этапе, можно удовлетворить на последующих, то есть потребители закрепляются за поставщиком. В данном случае оптимальное управление запасами определяется только переменной состояния, которая равна сумме текущего запаса и всех ранее сделанных, но еще не реализованных заявок на восполнение.
Вторая ситуация подразумевает отказ в обслуживании, и клиент обращается к другому поставщику.
Особым видом задач управления запасами считается исследование ситуаций, когда в связи с новизной техники и отсутствием достаточного опыта эксплуатации конкретных образцов известен только тип распределения отказов, но не его параметры. В данном случае применяются адаптивные модели, которые совершенствуются в процессе их использования, стратегии управления запасами.
Пополнение запасов. Параметром выбора варианта считается значение спроса за время задержки между подачей заявки и выполнением заказа. В случае, когда эта величина достаточно мала, тогда допускается реализация модели с мгновенной поставкой. В противоположном случае, при малом коэффициенте вариации задержки реализуется модель с фиксированной задержкой, а при большом - со случайной задержкой. Распределение случайной задержки реализуется статистическими методами, что и распределение спроса. Объем пополнения случаен, в случае, когда возможности поставщика в момент заказа плохо предсказуемы.
Функция затрат. Для статической модели представляет собой затраты за определенный период. При реализации динамической программы, рассчитанной на небольшое число сравнительно продолжительных периодов, зачастую применяется взвешенное суммирование затрат в отдельные периоды.
Ограничения. Они чаще всего задаются руководителями системы при постановке задачи об оптимальном управлении запасами. В частности, это касается ограничений, которые исключает функцию штрафов. Такие ограничения подразделяются на:
• ограничения поставщика (максимальный или минимальный размер заказа)
• ограничения рынка (стоимостный спрос, уровень обслуживания)
• внутренние ограничения (бюджет, размер склада).
Необходимо заметить, что наиболее распространенными ограничениями являются ограничения по вместимости складов. суммарной стоимости запасов и моментам выдачи заказов. Поэтому приходится работать с понятием "транзитная норма отгрузки" - объем партии, поставка которой считается целесообразной с экономической точки зрения. Такой объем определяется емкостью транспортного средства(вагон, цистерна, танкер, и т п.) и меняется в зависимости от характера перевозимого груза.
Также, хочу отметить, что выбор определенного ограничения определяется условиями системы. Вполне возможен и одновременный учет нескольких ограничений.
Необходимо подчеркнуть, что затруднения в вычислении оптимальных параметров существенно увеличиваются с введением каждого нового ограничения. Следовательно, нужно сначала решить задачу без ограничений, получить решение и только потом проверить существенность каждого ограничения.
Стратегии управления запасами. Важным аспектом стратегий управления запасами является учет задержки поставки и возможных вариаций ее объема. Необходимо заметить, что выделяют три основные стратегии:
• Периодическая стратегия с максимальным верхним уровнем просто устанавливается в обычные схемы календарного планирования, гибко реагирует на изменение спроса. Широтой применения данной стратегии считается область, при высокой цене штрафа. Модели с периодическим пополнением обладают нерегулируемой частотой заказов, а это вызывает лишние административные транспортные расходы после периодов с низким спросом и увеличивают средний дефицит при высоком спросе. Преимуществом данной стратегии является то, что совпадают моменты просмотра и заказа, следовательно, это минимизирует расходы на просмотр и связанную с ним канцелярскую работу.
• Стратегия с периодическим восполнением и постоянным объемом заказа практически не имеет элементов обратной связи, следовательно, процесс оказывается неуправляемым. Данная стратегия соответствует нормативному снабжению и применяется только при стабильном спросе.
• Стратегия с пороговым уровнем заказа выполняет принцип обратной связи по состоянию процесса, то есть медленно реагирует на спрос, так как спрос со времени последней поставки и до перехода критического уровня копится, не вызывая реакции системы. Сама эта реакция не является тонкой и при временной стабилизации спроса на аномально высоком уровне приводит к частым недостачам.
Отредактировано Грабовский Максим (2014-05-04 22:44:04)
Поделиться132014-05-05 00:23:27
5.3. Модель управления запасами с фиксированным размером заказа.
Основным параметром данной модели является размер заказа. Его вычисляют единожды, потому что он больше не изменяется, следовательно правильное нахождение размера заказа является очень важной логистической задачей. Оптимальный размер заказа вычисляется по формуле Уилсона, также его возможно скорректировать с учетом оптимальности загрузки транспортного средства, особенностей промышленной упаковки и т д.
В случае, если компания заказывает продукцию редко, но большими партиями, появляются затраты, которые связаны с хранением и порчей продукции, в случае когда заказывают часто, то появляются затраты, которые связаны с транспортировкой маленьких партий, отсутствием оптовых скидок, и т д. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным параметром оптимизации в данном случае будет минимизация совокупных затрат на повторение заказа и хранение запасов.
На совокупные затраты влияют следующие факторы:
стоимость оформления заказа;
затраты на хранение запасов;
используемая площадь складских помещений.
формула Уилсона: Q=√(2*A*S)/W, где Q - оптимальный размер заказа;
А - затраты на поставку единицы заказываемого продукта, руб;
S - потребность в заказываемом продукте за определенный период, шт;
W - затраты на хранение единицы запаса, руб./шт.
Затраты на поставку заказа (А*объем заказа) состоят из :
стоимости транспортировки;
стоимости контроля исполнения заказа;
затрат на дополнительные условия поставки(страхование, таможенные пошлины);
затрат на оформление заказа (документация, телефонные переговоры).
Затраты на хранение запасов (W*объем заказа).
Временной интервал между определением потребности и пополнением запасов состоит из:
времени, которое нужно покупателю на заказ;
времени, которое нужно поставщику на отгрузку материалов;
времени, движения материалов от поставщика к заказчику;
времени, которое нужно на отгрузку и складирование.
Данная модель большего всего подходит для запасов со следующими характеристиками:
высокие издержки хранения материально-технических запасов;
высокая удельная стоимость предметов снабжения;
высокий уровень ущерба, возникающего в случае отсутствия запасов;
относительно непредсказуемый или случайный характер спроса:
скидка с цены в зависимости от заказываемого количества.
5.4 Модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.
Основным параметром этой модели является интервал поставки.
Интервал поставки можно скорректировать с учетом особенностей логистической системы компании( например, расписание отправки поездов). Интервал времени между заказами рассчитывается на основе оптимального размера заказа.
I=(N*Q)/S , где I - интервал времени между заказами, дни;
Q - оптимальный размер заказа, шт;
N - число рабочих дней в периоде;
S - годовая потребность в заказываемом продукте, шт.
Данная модель является предпочтительной для запасов со следующими характеристиками:
малоценные предметы;
один из многих предметов, закупаемых у одного и того же поставщика;
низкие издержки на хранение материально-технических запасов;
незначительные затраты, если запасы кончились;
относительно постоянный уровень спроса;
расходные материалы или предметы;
скидка с цены зависит от стоимости заказов сразу на несколько предметов.
В таблице 3 представлено сравнение двух основных моделей управления запасами. Таблица 3.
модель + -
Модель с фиксированным размером заказа Меньший уровень максимально желательного запаса. Экономия затрат на содержание запасов на складе. Необходимый постоянный контроль наличия запасов на складе
Модель с фиксированным интервалом времени между заказами Отсутствие постоянного контроля наличия запасов на складе Высокий уровень максимально желательного запаса. Повышение затрат на содержание запасов
5.5. Модель управления запасами с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня.
Данная модель представляет собой модификацию предыдущих двух моделей управления запасами. Существенное отличие у нее заключается в том, что она устойчивее к колебаниям спроса.
Для того, чтобы предотвратить увеличения объема запасов, которые содержатся на складе или являются в дефиците, необходимо заказы производить не только в установленные моменты времени, но и при достижении запасами порогового уровня. Следовательно, данная модель включает в себя элемент модели с фиксированным интервалом времени между заказами, а именно установленную периодичность оформления заказа и элемент модели с фиксированным размером заказа, а именно отслеживание порогового уровня запасов.
Расчет размера заказа осуществляется следующим образом:
в случае зафиксированных моментов заказов, размер заказа равняется размеру заказа модели управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами;
в момент достижения порогового уровня, размер заказа = МЖЗ-ПУ+ОП, где:
МЖЗ - максимально желательный запас;
ПУ - пороговый уровень запаса;
ОП - ожидаемое потребление до момента поставки.
Преимущества данной модели заключаются в том, что у нее есть повышенная защищенность от дефицита товаров, а недостатки в том, что у нее есть необходимость отслеживать уровень запасов.
5.6. Модель управления запасами по минимуму-максимуму и с постоянной периодичностью пополнения запасов.
Данная модель, как и модеель с установленной периодичностью пополнения запасов до постоянного уровня, содержит в себе элементы основных моделей управления запасами(модель управления запасами с фиксированным размером заказа и модель управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами).
Заказы осуществляются не через каждый определенный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня. При выдаче размер считается таким образом, чтобы поставка восполнила запасы до максимального желаемого уровня. Следовательно данная модель работает с двумя уровнями запасов - минимальным и максимальным.
Данная модель "минимум-максиму" ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов.
Заключение.
В любой модели управления запасами ищут оптимальный размер и срок размещения заказов на запасаемую продукцию. К сожалению, нет общего алгоритма для управления запасами. Зато придуманы и разработаны самые разнообразные модели, которые описывают те или иные случаи. На мой взгляд, одним из важнейших факторов при разработке модели управления запасами является фактор спроса.
Зачастую в моделях управления запасами оптимизируется функция затрат, которая включает в себя издержки на закупку, хранение продукции, оформление заказов, а также и потери от дефицита. На самом деле очень сложно оценить потери от дефицита, потому что они включают в себя нематериальные факторы.
Модели управления запасами, которые применяют сегодня, им сложно описать реальную систему. Следовательно, решение, которое получаем делая ту или иную модель, нужно рассматривать как принципиальные выводы, а не конкретные рекомендации.
Список литературы.
1. Рыжиков Ю.И. Теория очередей и управления запасами. - СПБ: Питер 2001г.
2. Лукинский В. С "Модели и методы теории логистики" Питер 2007г.
3. Гаджинский А.М "Логистика" Дашков и К 2006 г
4. Стерлингова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры: с чего начать? – Логинфо. №1. – 2004 г.
5. Лукинский В. С, Бережной В. И "Логистика в примерах и задачах" 2007 г.
6. Волгин В. В "Склад" Дашков и К 2008 г.
7. Аникин Б. А, Тяпухин А. П "Коммерческая логистика" Проспект 2006 г.
8. Аникин Б. А, Родкина Т.А "Логистика" Проспект 2011г.
9. Методы классификации в ABC-анализе. http://zakup.vl.ru/293-metodi-abc-anal.html.
10. Анкин Б.А. Логистика. Проспект. 2011 г.