1) "География и логистика в Великой Отечественной войне" Кирилл Дегтярёв.
2) "Война - это логистика" Дэймон Шехтер, Гордон Сандер.
3) http://www.trust.ua/news/65157-rynok-truda-logist.html - логистика в военной сфере
4) "Военная логистика" Фролов М.А Институт управленческих Технологий и Аграрного Рынка ФГБОУ СамГСХА Самара, Россия.
5) КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННОЙ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ АРТУР
КУРБАНОВ, АЛЕКСЕЙ МОСТОВОЙ, МИХАИЛ МАРТЫНОВ
Логистика в ВОВ
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться12015-03-19 16:03:50
Поделиться22015-04-02 13:32:53
1) "География и логистика в Великой Отечественной войне" Кирилл Дегтярёв.
В ходе войны важную, а порой решающую роль играют факторы, связанные с географией и логистикой. Заметим, что само слово «логистика» как деловой термин стало использоваться сравнительно недавно, а изначально это сугубо военное понятие – английское «logistics», или армейский тыл, тыловое обеспечение армии.
В свою очередь, способность обеспечивать армию, организовывать доставку военнослужащих, оружия, обмундирования, продовольствия, вывоз раненых и многое другое зависят от расстояний, рельефа местности и других природных условий, а также от состояния дорожной сети.
Великая Отечественная война не является в этом смысле исключением.
Военные дороги
Мы не собираемся говорить избитых (и, кстати, небесспорных) вещей о роли русских морозов (хотя это тоже география) или же численного превосходства Красной армии в победе.
Мы также не затрагиваем других спорных и совсем не географических вопросов – кто воевал более искусно, чьё техническое оснащение было лучше, кто отдавал более грамотные приказы.
Также у нас нет сомнения в том, что ключевым фактором Победы стали героизм и стойкость нашего народа и армии и сама правота нашего дела.
Но от географии и логистики зависело очень многое. Это комплекс объективных обстоятельств, в значительной степени определивших конфигурацию и движение линии фронта.
Итак, 22 июня 1941 года боевые действия начались с массированного наступления группы немецких армий и их союзников на линии протяжённостью 3000 км, от Белого до Чёрного моря. Рассмотрим, с точки зрения географии и транспортной сети, что было за спиной у нашей армии и войск противника. В качестве ключевой точки возьмём пограничный Брест, ставший символом начала войны и находящийся на направлении главного удара противника.
Расстояние от Москвы – центра концентрации населения, производства, главного транспортного узла страны, до Бреста – 1000 км. А от центра Германии Берлина до Бреста – 800 км. Уже отсюда видно, что противнику объективно легче организовать переброску войск и всего остального, необходимого для ведения войны, к месту боевых действий.
Помимо расстояния, как такового, есть и более серьёзные факторы:
территория и население и, как следствие, концентрация ресурсов;
степень развития дорожной сети, означающая способность быстрого перемещения ресурсов.
К 22 июня 1941 года под контролем нацистской Германии и их союзников (Финляндии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Италии, Испании, а в некотором смысле – и Франции) была вся территория континентальной Европы, с населением, на тот момент, около 300 млн человек, в том числе 80 млн – население собственно Германии. При этом площадь Европы, подконтрольной нацистам на тот момент, составляет 3,5 млн кв.км.
Площадь СССР – 22 млн кв. км, или в 6 раз больше, но население – 195 млн человек, уже в 1,5 раз меньше. Можно ограничить оценку только частью страны к западу от Урала. Но это примерно 6 млн кв. км и население около 150 млн человек – всё равно, вдвое большая, чем у противника, территория, при вдвое меньшем населении.
Карта Польши военных лет
Расстояние же даже от Гибралтара до Бреста – 3 000 км, а от Урала до Бреста – 2 500 км.
Численность населения можно рассматривать как индикатор возможностей для призыва в армию и концентрации производственных ресурсов. Их у противника было заметно больше, при этом они были сконцентрированы на существенно меньшей территории и ближе к линии фронта, что обеспечивает, при прочих равных условиях, возможность их более оперативной и дешёвой доставки. Но этих прочих равных условий тоже не было. Где более густая дорожная сеть – в России или в Западной Европе? Ответ, наверно, хорошо известен.
К сожалению, данными на 1941 год мы не располагаем, но можно сравнить цифры для нашего времени, учитывая, что в 1941 году густота дорожной сети в Советском Союзе относительно европейской была, скорее всего, ещё ниже.
Протяжённость железных дорог России – около 80 тыс. км, Украины – 20 тыс. км. Для сравнения, в Германии и Польше – по 30 тыс. км. Сравнив площади стран, получим, что густота железнодорожной сети в Польше примерно в 3 раза выше, чем на Украине, а если сравнивать Западную Европу и европейскую часть бывшего СССР в целом, будут различия уже на порядок.
Та же ситуация и с густотой автодорожной сети. Общая длина автомобильных дорог в настоящее время в России около 1 млн км, в Германии – 230 тыс. км. У нас – в 4 раза больше, но на территорию, большую в 50 раз и, если даже считать только европейскую часть страны – в 12 раз. Густота автодорог у нас ниже в 3 раза даже в европейской части страны.
Густая дорожная сеть обеспечивает возможность не только более быстрой поставки ресурсов, но и диверсификации поставок, большей свободы манёвра. Это особенно важно в условиях войны – если одна дорога разбомблена или обстреливается противником, груз можно пустить по другой дороге. Таким образом, в начале войны противник, располагающий более концентрированными ресурсами, а также возможностями их оперативной и маневренной транспортировки, объективно имел возможность нанести нам мощный удар и заставить отступать в силу нашей более «рыхлой» и неповоротливой логистики.
Добавим, что отступление усугубляло эту неблагоприятную для нас ситуацию, поскольку наша сравнительно редкая дорожная сеть должна была одновременно пропускать два встречных потока – войск на запад и эвакуирующихся жителей и предприятия на восток.
Обеспечение эвакуации и, одновременно, действующей армии в этих условиях было крайне сложной задачей.
Редкая дорожная сеть также более уязвима для атак противника. Об этом, в частности, пишет немецкий генерал Курт фон Типпельскирх (воевавший на восточном фронте до 1943 года, после войны живший в Западной Германии и известный уже как военный историк) в своей «Истории Второй мировой войны». По его словам, редкая дорожная сеть России позволяла немецкой авиации эффективно перерезать наши коммуникации.
Иван Шагин. Дороги войны. 1943 г.
Однако, по мере продвижения противника вглубь России ситуация постепенно разворачивалась уже в нашу пользу, пока не повернулась на 180 градусов.
Армия Германии и её союзников углубилась на восток, по направлению к Москве, на 1000 км, а на юго-восток, к Сталинграду – на 1500 км. И тогда она столкнулась с теми же проблемами, что вставали перед нами в самом начале войны, но уже в более остром виде.
За спиной у противника была редкая и уже большей частью разрушенная дорожная сеть. Хозяйство было также разорено, основная часть предприятий – эвакуирована либо уничтожена, в тылу активно действовали партизанские отряды и диверсионные группы.
Всё, что поставлялось из Западной Европы нацистской армии, стоящей под Москвой и Сталинградом, должно было пройти 1000-1500 км по выжженной земле, бездорожью, с большим риском блокирования или уничтожения партизанами и диверсантами.
Армии противника был перекрыт кислород, и она была обречена на уничтожение – возможно даже, независимо от исхода тех или иных отдельных войсковых операций.
Возвращаясь к вышеупомянутому генералу Типпельскирху, очень интересна его совершенно необычная для нас оценка событий лета и осени 1942 года, до перелома под Сталинградом.
У нас этот период чаще всего считают катастрофой. А с точки зрения Типпельскирха это – ловушка, в которую Сталин с «дьявольской» хитростью заманил Гитлера. Ловушка, которая заставила немцев недопустимо растянуть коммуникации и увязнуть на огромных русских просторах, без нормального снабжения и при постоянных изматывающих ударах с флангов.
В обоснование своей версии Типпельскирх пишет о том, что отступление Красной армии было хоть и быстрым, но организованным, и не являлось паническим бегством. Сравнивая лето 1941 и лето 1942, генерал сообщает, что во втором случае немцам реже удавалось создавать «котлы», они взяли существенно меньше пленных и трофейной техники и, в целом, нанесли Красной армии значительно меньшие потери, чем в первые месяцы войны.
В мировой военной истории хорошо известно понятие «скифской тактики», используемой ещё до нашей эры скифами в войнах против персов – заманивание врага вглубь своей территории и ведение, говоря современным языком, партизанской и диверсионной войны с целью обескровить противника. Примечательно, что происходило это примерно в тех же краях – в нынешних южнорусских степях. Генерал Типпельскирх в своей работе не употребляет выражения «скифская тактика», но, по поводу событий лета – осени 1942 года, имеет в виду именно её.
Типпельскирх отмечает также качественно худший состав войск, наступавших летом-осенью 1942 года по южным степям России к Волге – примерно половину их составляли венгры, румыны, итальянцы, испанцы и другие представители союзников нацистской Германии. За 1941 и начало 1942 года ресурсы вермахта были уже заметно подорваны, ему приходилось всё активнее прибегать к помощи сателлитов.
Тем не менее, не наша задача разрешать споры между историками о причинах наступления противника в 1942 году.
Для нас важно в данном случае, что профессиональный военный называет углубление на территорию России, разрывы коммуникаций и дефицит ресурсов в качестве ключевых факторов поражения немецкой армии. Упоминает он также «террор» со стороны партизан, особенно в Белоруссии и на прилегающих территориях, в том числе – постоянные подрывы немецких эшелонов. Мы же можем сказать, что особенности нашей географии и логистики, работавшие, скорее, против нас в начале войны, спустя некоторое время нам же помогли.
Добавим, что логистика работала не в нашу пользу и раньше, в Крымской (1853-1856) и Японской (1904-1905) войнах. Во время Крымской войны одним из решающих факторов стало отсутствие железных дорог, соединяющих центр и юг страны, тогда как Англия и Франция могли, в отличие от нас, перевозить грузы к местам ведения боевых действий морским транспортом – дешёвым, грузоподъёмным и, в отсутствие железных дорог, автомобилей и самолётов, самым быстрым. Именно поражение в Крымской войне окончательно решило вопрос в пользу масштабного строительства железнодорожной сети в России.
Разгрузка поставок по лендлизу
В случае с Японской войной ситуация ещё более очевидна. Для нас Дальний Восток в тот момент оставался отдалённой труднодоступной окраиной. Японии же задачу сосредоточения и переброски ресурсов в том регионе было, объективно, намного проще решить.
Вспомним, что и Транссибирская магистраль в те годы была ещё не достроена, причём на самом критическом участке, соединяющем Владивосток с остальной частью страны. Завершено строительство Транссиба было уже в 1916 году.
Возвращаясь к Великой Отечественной войне, отметим также интересную особенность, связанную с перемещением линии фронта. Войска немцев и их союзников углубились на территорию России крайне неравномерно. Им, как говорилось выше, удалось пройти 1 500 км на юге. При этом на севере их успехи были заметно скромнее. В Карелии они проникли на небольшое расстояние, а на Кольском полуострове им вообще не удалось перейти границу.
Вряд ли этот участок был для них неважен, поскольку из Мурманска на юг шла помощь от наших союзников по антигитлеровской коалиции, и наверно, противнику необходимо было перерезать этот путь. Но у него этого не получилось.
Интересен и другой, всем известный, факт – немцам так и не удалось полностью оккупировать Белоруссию. Партизанские отряды, со временем выросшие в партизанские армии, контролировали до трети территории республики вплоть до прихода регулярной Советской армии. Здесь тоже есть смысл вспомнить географию.
Юг европейской части СССР (ныне – Украины и европейской части Российской Федерации) – это степь, открытые пространства, со сравнительно ровным рельефом, редкой речной сетью и небольшим количеством осадков. Естественно, что такая территория лучше проходима – особенно для моторизованной армии, а авиация (а в 1941 – 1942 году немцы имели господство в воздухе) способна лучше её контролировать.
В Белоруссии, с классическим ледниковым рельефом, сильно пересечённой холмистой и лесистой местностью, большим количеством рек, озёр и болот, ситуация совершенно иная.
Ни в коей мере не ставя под сомнение героизм белорусского народа и партизан (тем более, они были «отмечены» и противником в лице того же Типпельскирха, о чём говорилось выше), не будем отрицать и того, что им помогла родная природа.
Сходная ситуация складывалась в Карелии и на Кольском полуострове, где ландшафт сходен, при том местность ещё труднее проходима.
Известно, что за полтора года до Великой Отечественной войны мы сами вели там наступательную войну против Финляндии, и она складывалась для Красной армии крайне тяжело и, на первом этапе, явно безуспешно. Однако летом - осенью 1941 года там же наступление вели уже совместно немецкие и финские войска. И, в свою очередь, они далеко не продвинулись. Вероятно, природа и здесь сыграла свою роль.
Какая во всём этом может быть мораль? Наверно, такая:
если хочешь лучше разобраться в войне – учи географию (и физическую, и экономическую);
если приходится готовиться к войне, принимая меры на случай нападения – тоже учи географию;
если хочешь начать войну – … то лучше не начинай. Наши деды победили в той войне, чтобы на Земле был мир.
2) "Война - это логистика" Дэймон Шехтер, Гордон Сандер. (книгу нужно заказывать с ozon)
3) http://www.trust.ua/news/65157-rynok-truda-logist.html - логистика в военной сфере
Логистика в военной сфере
Ещё задолго до того, как предприниматели стали интересоваться логистикой, эта отрасль была широко распространена в военном деле. Во время любых военных действий (а также до и после них) необходимо доставить военнослужащих, боеприпасы, запасы пищи в нужное место. По сути, логистика предпринимательской деятельности возникла из военной логистики, только в военной логистике клиентами являются военнослужащие, и руководству армией нужно сделать всё, чтобы обеспечить их всем необходимым, Если в конкретном бою на танках целесообразнее установить пушки 120-миллиметрового калибра (а не 105-миллиметрового), значит их нужно обязательно достать и установить. Если полевая обстановка диктует использование машин коричневого цвета, то их необходимо перекрасить и т.п.
Самыми яркими примерами военной логистики из недавнего прошлого являются операции, связанные с военной деятельностью США в Ираке. И в 1991 году в военной операции, которая известна под названием «Буря в пустыне», и в 2003 году в операции по разоружению Ирака решающую роль играла именно эффективная система снабжения военнослужащих. Значение логистики подтверждается и тем фактом, что в 2003 году в военной операции на одного военнослужащего приходилось примерно 3-4 специалиста-логистика.
Многие учёные и военные специалисты полагают, что Германия проиграла Вторую мировую войну не потому, что ее вооружение и армия были хуже, чем у союзников, а из-за недостаточно эффективной системы логистики.
4) "Военная логистика" Фролов М.А Институт управленческих Технологий и Аграрного Рынка ФГБОУ СамГСХА Самара, Россия.
Военная логистика - это системы снабжения армии всем необходимым
для нормального ее существования.
Заложил начало военной логистики византийский император Лев VI
Мудрый. Он на ряду с основными военными дисциплинами - стратегии и
тактики разработал несколько вспомогательных – науку о вооружении войск,
о строительстве защитных сооружений и военных лагерей, военную
медицину и, конечно же, логистику. Военная логистика - это наука о самой
структуре войска, о его снабжении, и нормах продолжительности движения и
отдыха войск.
Окончание становления и формирования логистики как военной науки
пришлось на середину XIX века. Она очень широко использовалась при
ведении различных военных компаний и многие военные командиры уже
понимали, что одержать победу можно, только если будет качественное
снабжение армии, от этого зависит ее боевая готовность.
Во время второй мировой войны логистика получила огромнейшее
развитие. Но больше всего в этом преуспела американская армия. Четко
рассчитанная и слаженная работа военно–промышленного комплекса,
транспорта и складов снабжения, американские войска вовремя и в полном
2
объеме были снабжены всем необходимым. Впервые были применены
пакетные и контейнерные перевозки.
Ярким современным примером военной логистики является
разоружение Ирака американскими войсками в 2003 году. Была очень
эффективная система снабжения, почти на каждого военнослужащего
приходилось 3–4 специалиста-логиста.
Современная армия в настоящее время не может существовать без
военной логистики. Военнослужащие, которые служат в системе военного
снабжения, называются интендантами. Во все времена и во всех мировых
армиях эти скромные труженики армейского тыла были в тени подвигов
бойцов фронтовых частей. Но без их слаженной работы не поднимется в
воздух ни один самолет, не двинется с места ни один танк, и не поднимется в
атаку пехота.
В современной трактовке под военной логистикой понимается четкая,
бесперебойная система снабжения действующей армии боеприпасами,
военной техникой, обмундированием, продуктами питания, медикаментами,
горюче-смазочными материалами и управления их перемещением для
достижения успеха в военной компании.
Военные логистические системы снабжения относятся к числу наиболее
масштабных и аккумулируют в себе все типичные проблемы: иерархичность,
территориальную разветвленность, большое количество номенклатурных
позиций (свыше 600 тыс. ед.), высокую стоимость запасных частей и т.д.
Учитывая требования, предъявляемые к военным логистическим системам
снабжения, рассмотрим один из ключевых элементов концепции военной
логистики — принципы обеспечения войск.
Для создания более объективной картины дадим характеристику не
только основной (своевременность, полнота, надежность), но и
дополнительной группе принципов (устойчивость, информационная
безопасность, экономичность, целостность, иерархичность, системный
подход, универсальность).
3
Принципы своевременности, полноты и надежности предполагают
обеспечение войск в соответствии с их реальной потребностью в
установленные сроки путем использования гарантированных действенных
механизмов. Применение этих принципов является необходимым (а в
некоторых случаях обязательным) условием выполнения войсками
возложенных на них задач.
Принцип устойчивости. Логистические системы военного назначения
должны быть построены таким образом, чтобы в угрожаемый период
(отрезок времени, который обычно предшествует началу войны) и в военное
время вооруженные силы обеспечивались соответствующими ресурсами с
минимальными потерями, возникающими в результате воздействия
противника.
Принцип информационной безопасности предполагает возможность
противостоять несанкционированному доступу к информационным
ресурсам вооруженных сил РФ. Применение этого принципа позволит
обеспечить защиту информации о вооруженных силах РФ, имеющую
ограниченную степень распространения.
Принцип экономичности проявляется в основном в условиях мирного
времени, когда возможен поиск менее затратных способов выполнения
логистических задач. Снижение издержек, как правило, достигается за счет
использования опыта коммерческих организаций
Принцип целостности предполагает функциональную связанность
элементов системы материально-технического обеспечения войск при их
внутренней структурной независимости. Применение этого принципа
позволит проводить оптимизацию взаимосвязанных ресурсов системы
материально-технического обеспечения вооруженных сил РФ и обеспечивать
изменение отдельных элементов без нарушения ее структуры в целом.
Принцип иерархичности предполагает, что все основные вопросы,
связанные с материально-техническим обеспечением войск, должны
решаться путем организации эффективного взаимодействия органов
4
военного управления всех уровней (Центр, военный округ, воинская часть).
Принцип системного подхода предполагает рассмотрение вопросов
обеспечения войск в качестве составляющей экономической системы России.
Применение этого принципа позволит объективно определять масштабы и
эффективность проводимых мероприятий.
Принцип универсальности предполагает разработку и использование
единых подходов к организации материально-технического обеспечения
войск. Применение этого принципа позволяет обеспечить единство при
проведении мероприятий по обеспечению военных потребителей
продукцией, работами (услугами) как ведомственными подразделениями, так
и организациями экономического комплекса страны.
Основные проблемы в военной логистике возникают, когда ведутся
боевые действия, особенно широкомасштабные. Дороги и пути сообщения
между населенными пунктами на территории, куда необходимо доставить
вооружение, обмундирование, провиант, находятся под обстрелом
противоборствующих сторон. Такие проблемы возникали на территории
Афганистана в 80-х годах и при проведении боевых действий в Чеченской
республике в 90-х годах прошлого века. В результате подразделения
вооруженных сил РФ оставались на долгое время без продовольствия и
медикаментов, что свидетельствует о слабой организации логистической
поддержки.
Таким образом, военная логистика должна отличаться наибольшей
гибкостью и многовариантностью возможных решений, что будет
обеспечивать успех военных действий.
5) КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННОЙ ЛОГИСТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ АРТУР
КУРБАНОВ, АЛЕКСЕЙ МОСТОВОЙ, МИХАИЛ МАРТЫНОВ
Современная логистика характеризуется определенной
степенью неоднородности как в своем теоретико-методоло-
гическом обосновании, так и в конкретно-прикладном зна-
чении. В этой связи представителями научного сообщества
и практиками используются различные концепции логисти-
ки, выстраиваются разнообразные логистические модели,
разрабатываются частные методы и методики. Однако, не-
смотря на это, изучение логистики должно базироваться на
понимании основной идеи логистического подхода. Управле-
ние материальными потоками так же, как производственная,
торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осу-
ществляется человеком, начиная с самых ранних периодов
экономического развития общества. Хотя исторически логис-
тика развивалась именно как военная дисциплина (соответс-
твующий термин известен с IX века нашей эры (Византия);
он обозначал, в основном, четкую, слаженную работу тыла
по обеспечению войск всем необходимым, то есть работу,
которая является значимой составляющей боевого успеха),
а применение ее в деятельности гражданских коммерческих
организаций датируется гораздо более поздним периодом, в
настоящее время у широкой публики и у специалистов ло-
гистика прочно ассоциируется с управлением товарными и
иными потоками фирмы [8, 9]. В своей работе мы бы хотели
отчасти восстановить историческую справедливость и дать
анализ концепции военной логистики.
На формирование методологии современной логистики
существенное влияние оказали две мировые войны. В 1960—
1970-е годы методический и терминологический аппарат во-
енной логистики уже активно используется в деятельности
наиболее успешных транспортных компаний. Крупнейшие
производственные фирмы создают департаменты, занимаю-
щиеся распределением ресурсов. Логистический подход на-
чинает активно использоваться в ходе конкурентной борьбы
между торговыми и производственными компаниями.
В начале XXI столетия всем стало очевидно — независи-
мо от того, в каком направлении станет развиваться логис-
тическая наука, взаимодействие между двумя ее отраслями (военной и гражданской) имеет немало перспектив при до-
стижении основной цели логистики и будет продолжаться [1,
2, 4, 7]. Укажем, что это взаимодействие может происходить
на трех уровняx:
• теоретическом, когда опыт одной из отраслей логистики
(гражданской или военной) осмысливается и обобщается
теоретиками, работающими в другой отрасли и рекоменду-
ется ими для применения с учетом отраслевой (ведомствен-
ной) специфики;
• прикладном, когда методики и инструменты, разработанные
в одной отрасли логистики, после соответствующей адапта-
ции находят применение в другой. Фактически именно так
зародилась и стала развиваться гражданская логистика как
таковая — ее источником послужило творческое заимство-
вание инструментария военной логистики коммерческими
организациями. Однако в настоящее время в некоторых
случаях наблюдается процесс использования опыта граж-
данской логистики для комплексного снабжения вооружен-
ных сил в мирное время и в ходе военных конфликтов [2];
• практическом, когда для решения задач военной (граждан-
ской) логистики привлекаются ресурсы гражданских (воен-
ных) организаций [5].
В современном понимании концепция военной логисти-
ки представляет собой систему взглядов на повышение эф-
фективности функционирования системы материально-тех-
нического обеспечения военной организации государства.
Данная концепция включает шесть структурных элементов:
поле деятельности — взаимодействие военной организации
государства с экономическим комплексом страны; основные
цели — удовлетворение потребностей войск (сил) в продук-
ции, работах (услугах); основные принципы — своевремен-
ность, полнота, надежность; логистические стратегии —
улучшение качества логистического сервиса, логистический
аутсорсинг; логистическая система — система материально-
технического обеспечения войск (сил); специфика деятель-
ности — обусловлена задачами, возлагаемыми на военную
организацию в различных условиях обстановки (рис. 1).
Рассмотрим элементы концепции военной логистики
более подробно на примере Вооруженных сил Российской
Федерации (далее ВС РФ) — государственной военной
организации, предназначенной для отражения агрессии,
направленной против России, для вооруженной защиты
целостности и неприкосновенности ее территории, а также
для выполнения задач в соответствии с международными
договорами.
В состав ВС РФ входят виды ВС (сухопутные войска,
военно-воздушные силы, военно-морской флот), отдельные
рода войск (войска воздушно-космической обороны, воз-
душно-десантные войска и ракетные войска стратегическо-
го назначения), центральные органы военного управления,
органы материально-технического обеспечения ВС РФ (ра-
нее — Тыл ВС РФ), а также войска, не входящие в виды и
рода войск. ВС России, одни из крупнейших в мире, были
созданы в 1992 году.
По своей структуре, характеру деятельности и предназна-
чению ВС РФ составляют основу обороны страны и оказыва-
ют услуги по защите общества. В то же время, существуя как
определенная система, в своем составе они имеют ведомс-
твенные подразделения, выполняющие функции, обеспечи-
вающие их повседневную деятельность. Основная роль по
оказанию такого рода услуг в настоящее время возложена на
органы материально-технического обеспечения (далее МТО)
ВС РФ.
МТО — это обеспечивающая военно-экономическая под-
система, которая выполняет функции связующего звена меж-
ду национальной экономикой и военной организацией госу-
дарства (рис. 2).
В соответствии с существующими теоретическими под-
ходами материально-техническое обеспечение ВС РФ вклю-
чает ряд взаимосвязанных мероприятий: заказ, прием от
промышленно-экономического комплекса страны, накопле-
ние, хранение, содержание запасов вооружения и военной
техники, ракет, боеприпасов (кроме ядерных), ракетного топ-
лива, горючего и других материальных средств (горючего,
продовольствия, вещевого имущества и проч.); перевозку
войск (сил) и материальных средств; подготовку, эксплуата-
цию, техническое прикрытие и восстановление транспортных
коммуникаций; эксплуатацию и восстановление вооружения
и военной техники; обеспечение базирования авиации и сил
флота; поддержание в исправном состоянии и развитие инф-
раструктуры МТО военных потребителей [7].
Военные логистические системы снабжения относятся к
числу наиболее масштабных и аккумулируют в себе все типич-
ные проблемы: иерархичность, территориальную разветвлен-
ность, большое количество номенклатурных позиций (свыше
600 тыс. ед.), высокую стоимость запасных частей и пр. [6].
Учитывая требования, предъявляемые к военным логис-
тическим системам снабжения, рассмотрим один из ключе-
вых элементов концепции военной логистики — принципы
обеспечения войск (сил).
Для создания более объективной картины дадим харак-
теристику не только основной (своевременность, полнота,
надежность), но и дополнительной группе принципов (устойчи-
вость, информационная безопасность, экономичность, целост-
ность, иерархичность, системный подход, универсальность).
Принципы своевременности, полноты и надежности пред-
полагают обеспечение войск (сил) в соответствии с их реаль-
ной потребностью в установленные сроки путем использова-
ния гарантированных действенных механизмов. Применение
этих принципов является необходимым (а в некоторых случа-
ях обязательным) условием выполнения войсками возложен-
ных на них задач.
Принцип устойчивости. Логистические системы военно-
го назначения должны быть построены таким образом, что-
бы в угрожаемый период (отрезок времени, который обычно
предшествует началу войны) и в военное время вооруженные
силы обеспечивались соответствующими ресурсами с мини-
мальными потерями, возникающими в результате воздейс-
твия противника.
Принцип информационной безопасности предполагает
возможность противостоять несанкционированному досту-
пу к информационным ресурсам ВС РФ. Применение этого
принципа позволит обеспечить защиту информации о ВС РФ,
имеющую ограниченную степень распространения.
Принцип экономичности проявляется в основном в усло-
виях мирного времени, когда возможен поиск менее затрат-
ных способов выполнения логистических задач. Снижение
издержек, как правило, достигается за счет использования
опыта коммерческих организаций.
Принцип целостности предполагает функциональную
связанность элементов системы материально-технического
обеспечения войск (сил) при их внутренней структурной не-
зависимости. Применение этого принципа позволит прово-
дить оптимизацию взаимосвязанных ресурсов системы МТО
ВС РФ и обеспечивать изменение отдельных элементов без
нарушения ее структуры в целом.
Принцип иерархичности предполагает, что все основные
вопросы, связанные с материально-техническим обеспечени-
ем войск (сил), должны решаться путем организации эффек-
тивного взаимодействия органов военного управления всех
уровней (Центр, военный округ, воинская часть).
Принцип системного подхода предполагает рассмотрение
вопросов обеспечения войск (сил) в качестве составляющей
экономической системы России. Применение этого принци-
па позволит объективно определять масштабы и эффектив-
ность проводимых мероприятий.
Принцип универсальности предполагает разработку и
использование единых подходов к организации материаль-
но-техническим обеспечением войск (сил). Применение этого
принципа позволит обеспечить методологическое единство
при проведении мероприятий по обеспечению военных пот-
ребителей продукцией, работами (услугами) как ведомствен-
ными подразделениями, так и организациями экономическо-
го комплекса страны.
Рассмотренные принципы свидетельствуют о существен-
ных отличиях концепции военной логистики от других сущес-
твующих логистических концепций. Эти отличия необходимо
учитывать в ходе проведения теоретических исследований в
рамках решения проблем развития современных военно-ло-
гистических систем, логистических систем двойного назначе-
ния и организации практической деятельности по снабжению
войск (сил) необходимыми материальными и техническими
средствами, оказанию услуг (выполнению работ) в интересах
военных потребителей.
В реализации мероприятий, функций и задач материаль-
но-технического обеспечения войск (сил) принимают участие
не только органы военного управления и силы и средства
МТО ВС РФ, но и предприятия экономического комплекса
страны (в том числе оборонно-промышленного комплекса)
различных форм собственности. Эти работы организуются и
ведутся прежде всего в рамках Государственной программы
вооружения и Государственного оборонного заказа.
С учетом современных социально-экономических усло-
вий с целью дальнейшего совершенствования организаци-
онно-экономических форм хозяйствования, освобождения
войск (сил) от несвойственных им функций в настоящее
время в ВС РФ внедряются технологии аутсорсинга, увели-
чивается степень участия гражданского сектора экономики
страны в выполнении функций МТО войск (сил) [2, 4, 7]. Как
показал проведенный анализ, одним из главных проблем-
ных вопросов здесь является поиск сторонних организаций,
способных наиболее эффективно выполнить отдельные
функции МТО войск (сил) в различных условиях обстановки
в соответствии со спецификой деятельности военных потре-
бителей [3—5].
Особый характер задач, возлагаемых на военную органи-
зацию государства, предполагает, что технологии аутсорсин-
га должны внедряться с соблюдением целого ряда условий.
Во-первых, необходим организационно-правовой механизм
финансирования запланированных мероприятий с учетом
специфики бюджетного процесса, в рамках которого дейс-
твуют госзаказчики (получение денег далеко не всегда воз-
мещает потери времени). Во-вторых, недостаточно высокое
качество работ и услуг, предоставляемых аутсорсерами, как
правило, сложно доказать в суде. При этом даже если ка-
чество продукции удается со временем оспорить, поставка,
например, некачественного обмундирования или предостав-
ление услуги по организации питания военных потребителей
в некоторых случаях (участие личного состава в учениях, ма-
неврах, выполнении иных задач) чревато убытками, которые
впоследствии могут значительно превосходить стоимость
первоначальной закупки. В-третьих, применительно к воен-
ным потребителям не допускается нарушение сроков постав-
ки, поскольку должны быть соблюдены положения известной
концепции «just-in-time» («точно в срок»). Таким образом, в
связи со спецификой задач, выполняемых военным ведомс-
твом, никакие штрафные санкции, примененные по отноше-
нию к поставщикам, и выплаты со стороны страховых компа-
ний не могут компенсировать реальный ущерб, причиненный
военной организации [4, 6, 7].Рассмотренные элементы концепции военной логистики
позволяют провести сравнение логистического подхода, ис-
пользуемого в гражданской и военной хозяйственно-эконо-
мических системах (таблица 1).
Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что между эле-
ментами всего логистического процесса, свойственного воен-
ной и гражданской организации, существуют определенные
отличия, которые необходимо учитывать в ходе организации
взаимодействия с отдельными хозяйствующими субъектами,
задействованными в решении задач по материально-техни-
ческому обеспечению военных потребителей. Так, например,
при осуществлении закупок коммерческими компаниями,
поставщики рассматриваются как партнеры. Предпочтитель-
ным при этом является небольшое количество поставщиков,
сотрудничество с которыми может носить характер как дли-
тельных, так и краткосрочных хозяйственных связей. Если
речь идет о военной организации, то должностными лицами
органов управления ведомственной хозяйственно-эконо-
мической системой выстраивается цепочка поставок путем
привлечения только надежных и, как правило, отечественных
поставщиков, обладающих соответствующими производс-
твенными мощностями. Сотрудничество носит характер дли-
тельных хозяйственных связей и строится путем заключения
долгосрочных контрактов.
Существенные отличия логистических концепций, ис-
пользуемых в гражданских и военных хозяйственно-экономи-
ческих системах, наблюдаются при планировании объемов
заказов, выборе способов транспортировки, управлении сис-
темой запасов, организации сбытовой политики (см. табл. 1).
Таким образом, наука и практика управления материаль-
ными потоками в военной области продолжала и продолжает
развиваться. Это объясняется высокой зависимостью эффек-
тивности боевых действий от слаженного, быстрого, точного
и полного обеспечения войск всем необходимым.
Многолетний исторический опыт показал: нормальное
функционирование Вооруженных сил государства всецело
определяется мощной и хорошо организованной системой
хозяйственно-экономического их обеспечения. В ВС РФ реше-
ние соответствующих задач возложено на систему материаль-
но-технического обеспечения ВС РФ, в 2008—2012 годах под-
вергшуюся существенному реформированию, приоритетным
направлением которого являлось построение системы обслу-
живания войск гражданскими организациями.
Основным отличием, которое необходимо учитывать при
решении вопросов логистического обеспечения войск (сил),
согласно концепции военной логистики, является приоритет
выполнения задач по отношению к средствам, необходимым
для их достижения (тогда как в гражданской логистике возмо-
жен отказ от выполнения задачи, если связанные с ней затра-
ты превышают заранее установленный предел). Наибольшее
значение данный приоритет проявляется при ведении боевых
действий. В свою очередь, в условиях мирного времени, кро-
ме требований оперативности и надежности, логистическая
система военной организации должна быть эффективной
с экономической точки зрения, тогда как для организаций
экономического комплекса страны данное условие является
основным. В этой связи справедливо повышение структурной
и функциональной гибкости ведомственных органов военного
управления, отвечающих за материально-техническое обес-
печение войск (сил) путем использования опыта гражданских
логистических компаний.