Индустрия мировой автопромышленности потерпела значительные изменения за последние несколько лет. Появилась возможность собирать автомобили на заказ, изменились взаимоотношения между исполнителем и заказчиком. Благодаря этому произошло корректирование модели ведения бизнеса. В данный момент в мировой автомобильной промышленности происходит основательная перестройка структуры. Получается разделенная по структурам система снабжения, которая позволяет как поставщикам, так и заводам поставлять продукцию вовремя и с меньшими издержками.
В настоящее время компаниям следует действовать строго в срок, тесно сотрудничая с поставщиками, в целях повышения отдачи.
Заказчик не желает ждать, или покупать уже готовое. Клиент может платить, за это требуя качество, соблюдения сроков поставок, соответствия автомобиля его конкретным требованиям. Лет 20 назад никто и подумать не мог, что заказчик даже действительно примитивного автомобиля сможет собрать себе автомобиль под свои желания. Раньше это было возможно только в премиум сегменте. Теперь же можно выбрать двигатель, КПП, цветовой оттенок, а также множество опций по своему усмотрению. А после, в течение не долгого времени, получить и свой автомобиль.
Также каждые 3-5 лет происходит создание новых моделей, или рестайлинг предыдущих. Кроме того, даже из-за небольшого дефекта, может быть отозвана крупная партия автомобилей. Классическое автомобильное предприятие, которое ориентировано на производство как можно большего объема запчастей на собственных мощностях не выдержало бы вес поставленных задач.
Все эти факторы привели к изменению взаимоотношений в автопромышленности. Автопромышленность состоит из автосборочных предприятий, ориентированных на меньшую глубину сборки и поставщиков запчастей нескольких уровней.
Ориентирование предприятий на сборку автомашин по заказам приводит к тому, что фирма, собирающая автомобили, должна перейти на тактику своевременного производства и закупок, уменьшая запасы на складе, которые в ситуации плохо прогнозируемого потока заказов клиентов могут остаться ненужными. Ориентирование на многоуровневую модель автопромышленности, работающей своевременно, приводит к уменьшению запасов и снижении возможности создания неликвидных запасов, распределяемых на всю цепь поставок.
Реструктурирование автомобильной промышленности привело к повышению конкуренции на рынке автомобильных компонентов, что в итоге привело к снижению себестоимости их производства.
Но у данной реструктуризации есть и негативные последствия. Результат деятельности компаний стал зависеть от неконтролируемых взаимоотношений поставщиков второго и третьего уровня. В таком случае, информация, о будущем срыве поставки появится, когда срыв уже случился у поставщиков первого уровня. Естественно, это не удовлетворило предприятия, ориентированные на потребительский рынок.
Чтобы сгладить отрицательные качества, предприятия начали внедрять методику управления цепями поставок в автопромышленности, которая основана на широком использовании информационных систем управления резервами фирмы и электронных средств коммуникации.
В наши дни, при постепенно совершенствующейся области производства фирмы в поиске способов повышения качества своей деятельности и понижения себестоимости, используя управление цепями поставок. В случае правильного подхода, применение способов минимизации запасов и производства вовремя может существенно понизить издержки. В подходе к управлению цепью поставок необходимо установить близкие взаимоотношения и с заказчиками, и с поставщиками. Интегрирование данных взаимоотношений в деловую практику фирмы - одно из главных требований к системе, создаваемой для работы в этой среде.
Управление цепями поставок опирается на использование информационных технологий для обмена данными, для передачи информации о заказах на приобретение, продажу, каком-либо браке, появившимся в процессе производства продукции. Финальная цель работы цепочки – создание нового уровня взаимодействия заводов, при котором в течение минимального времени после получения заказа на сборку, все фирмы, принимающие участие в производстве, примут заказы на поставку, спланируют их, и либо согласятся со сроками выполнения, либо внесут изменения.
Одна из отличительных черт, которые отличают механизм цепей поставок в автопромышленности от иных - работа со специфичными программами поставок. Хоть фирмы создают автомобили по заказу клиента, составление планов в любом случае происходит по производственному графику, а финальная комплектация определяется на уровне оперативного планирования. Таким образом, все компании, поставляющие запчасти, ориентированы на работу по графикам, с возможностью поддержки способа обработки срочных заказов.
Логистика имеет крупное значение в автопромышленности. В случае, если поставщик не вовремя предоставит даже самые маленькие запчасти (к примеру, шайбы, или шпильки), то предприятие может застопориться, из чего могут следовать огромные затраты. Естественно, заводы, производящие автомобили, не хотят такого. Для этих целей они создают отделения логистов, отвечающих за всё производство на предприятии: начиная от доставок самых мелких запчастей, заканчивая доставкой автомобиля заказчику.