А где ссылки на официальные источники? За ссылки на рефераты и файлопомойки буду наказывать. Незачет.
2. МТК в России.
Под понятием "международный транспортный коридор" (или, сокращенно, МТК) понимают сложную транспортную систему, которая проложена по важнейшему направлению движения транспорта. Эта система предполагает комбинирование разных его видов - автомобильного, железнодорожного, морского, а также трубопроводного.
международный транспортный коридор (МТК)» понимают результат взаимодействия следующих факторов:
• направление движения крупных грузопотоков;
• совокупность сухопутных, водных и воздушных путей;
• сопутствующая инфраструктура.
Формирование международных транспортных коридоров стало актуальным в тот момент, когда потребности в крупных международных перевозках товаров существенно выросли. Такие коридоры, как правило, имеют важнейшее значение для развития как грузового, таки пассажирского транспорта страны или целого региона.
Рассмотрим МТК, которые проходят через Россию.
К главнейшим МТК евразийского региона можно отнести следующие транспортные коридоры:
МТК "Север - Юг", охватывающий скандинавские страны, государства Центрально-Восточной Европы, европейскую часть России, Прикаспийский регион, а также страны Южной Азии.
Транссибирская магистраль (или МТК "Транссиб") - это важнейший коридор, проходящий по просторам России и связывающий страны Центральной Европы с Китаем, Казахстаном и Корейским полуостровом. Имеет несколько ответвлений на Киев, Санкт-Петербург, Улан-Батор.
МТК № 1 (панъевропейский) - связывает важные города Прибалтики - Ригу, Калининград и Гданьск.
МТК № 2 (панъевропейский) - связывает такие города, как Минск, Москва и Нижний Новгород. В будущем планируется продолжение коридора до Екатеринбурга.
МТК № 9 (панъевропейский) - соединяет между собой Хельсинки, северную столицу России - Санкт-Петербург, Москву и Киев.
Все международные транспортные коридоры имеют свои обозначения - индексы. К примеру, МТК "Север - Юг" присвоен индекс NS, "Транссибу" - TS и так далее.
По территории нашей страны проходит несколько МТК. Так, важнейшие международные транспортные коридоры России - это "Северный морской путь", МТК "Приморье-1", МТК "Приморье-2". Транспортный коридор под названием "Северный морской путь" соединяет важные города России - Мурманск, Архангельск и Дудинку. Имеет международное обозначение - SMP.
МТК "Приморье-1" проходит через Харбин, Владивосток, Находку и выходит к важным портам Тихоокеанского региона.
МТК "Приморье-2" соединяет города Хуньчунь, Краскино, Зарубино и также выходит к портам Восточной Азии.
Международный транспортный коридор "Север - Юг" обеспечивает связь стран Балтийского региона с Индией и Ираном. Индекс этого транспортного коридора: NS. Главным конкурентом этого коридора является морской транспортный путь через Суэцкий канал. Однако МТК "Север - Юг" имеет несколько ощутимых преимуществ. Прежде всего, этот сухопутный маршрут вдвое короче по расстоянию, а значит, перевозки грузов этим путем обходятся значительно дешевле. На сегодняшний день особенно активным участником данного транспортного коридора выступает Казахстан. Страна использует его для транспортировки своих экспортных товаров (в первую очередь, зерновых) в страны Персидского залива. Общий же товарооборот этого коридора оценивают в 25 миллионов тонн груза ежегодно. МТК "Север - Юг" включает в себя три основные ветки: Транскаспийская - связывает порты Оля, Махачкала и Астрахань; Восточная - являет собой сухопутную железнодорожную связь стран Средней Азии и Ирана; Западная - проходит по линии Астрахань - Самур - Астара (через Махачкалу).
Панъевропейский МТК № 1 Разветвленная транспортная система в Центральной и Восточной Европе получила название Панъевропейской. Она охватывает десять международных коридоров разного направления. Обозначается как "PE" с добавлением определенной цифры (от I до X). Панъевропейский международный транспортный коридор-1 проходит по территории шести государств: Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, России и Польши. Его общая длина составляет 3285 километров (из них - 1655 км - по автомагистралям и 1630 км - по железной дороге). Панъевропейский МТК № 1 связывает друг с другом крупные европейские столицы: Хельсинки, Таллинн, Ригу, Каунас и Варшаву. В границах этого транспортного коридора находится шесть аэропортов и 11 портов. Часть его проходит по территории России, в пределах Калининградской области, и включает крупный прибалтийский порт - город Калининград.
Панъевропейский МТК № 2 В 1994 года на острове Крит состоялась специальная конференция по вопросам транспорта, на которой были определены основные направления будущей Панъевропейской транспортной системы. В её состав входит 10 разных направлений. Панъевропейский международный транспортный коридор-2 связывает между собой Центральную Европу с европейской частью России. Он проходит по территории четырех государств. Это Германия, Польша, Беларусь и Российская Федерация. Транспортный коридор соединяет такие крупные города, как Берлин, Познань, Варшава, Брест, Минск, Москва и Нижний Новгород.
Будущие МТК
Огромный интерес представляет проект формирования глобального сухопутного транспортного коридора по направлению Япония-Россия-Европа. Его основой органично могут стать МТК № 2 и Транссибирская магистраль, а также железнодорожные направления на северные порты России (Мурманск, Архангельск), балтийские и другие порты.
Основным звеном МТК «Восток-Запад» является мощная, двухпутная, электрифицированная Транссибирская магистраль, соединяющая территории 20 субъектов Российской Федерации, где сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны, добывается более 65% производимого в России угля, осуществляется почти 20% нефтепереработки и 25% выпуска деловой древесины. Указанные регионы имеют большой экспортный потенциал и развиваются более быстрыми темпами, чем другие регионы страны.
Транссиб, имея выход на востоке на сеть железных дорог Республики Кореи, КНДР, Китая и Монголии, а на западе - в европейские страны, обеспечивает транспортно-экономические связи стран Азиатско-тихоокеанского региона с европейскими странами и странами Центральной Азии.
Основными конкурентами проекта МТК «Восток-Запад» считаются несколько транспортных путей, в т.ч.: морской путь через Суэцкий канал, по которому сегодня осуществляется весь объем евроазиатских грузоперевозок, проект железнодорожного коридора Китай-Казахстан-Россия-Европа (Трансазиатская магистраль или МТК «Юг-Запад»), Северный морской путь (самый короткий маршрут от Северной Европы до Юго-Восточной Азии или Аляски, но страдающий слаборазвитой инфраструктурой), проект TRACECA (Европа-Кавказ-Азия). Наиболее серьезным конкурентом является МТК «Юг-Запад», который за последние годы добился большого прогресса. Что касается проекта TRACECA, то он лоббируется и финансируется Евросоюзом скорее из политической (возможность влиять на кавказский регион), нежели экономичеcкой целесообразности, и поэтому его экономическая выгода остается под вопросом.
1. https://alterozoom.com/documents/10092.html
2.http://fb.ru/article/180533/mejdunarodnyie-transportnyie-koridoryi-rossii-formirovanie-i-razvitie-mejdunarodnyih-transportnyih-koridorov
3. http://www.studfiles.ru/preview/5006065/page:58/
Отредактировано Привалова Екатерина (2016-12-10 12:30:29)