Афанасьева И
Чурилина В
МТК за рубежом (в т.ч. Америка, Австралия, Африка и пр.)
План:
1) Система международных транспортных коридоров Европы и Азии
1.1 МТК "Север - Юг",
1.2 Транссибирская магистраль (или МТК "Транссиб")
1.3 МТК № 1 (панъевропейский)
1.4 МТК № 2 (панъевропейский)
1.5 МТК № 9 (панъевропейский)
2) Система международных транспортных коридоров Африки
3) Система международных транспортных коридоров Америки
4) Система международных транспортных коридоров Австралии
Международный транспортный коридор - направление концентрированных грузопотоков, осваиваемых одной или несколькими транспортно-технологическими линиями, обеспечивающими качественное и в установленные сроки прохождение экспортно-импортных и транзитных грузов.
Система международных транспортных коридоров Европы и Азии
1. МТК "Север - Юг", охватывающий скандинавские страны, государства Центрально-Восточной Европы, европейскую часть России, Прикаспийский регион, а также страны Южной Азии.
Международный транспортный коридор "Север - Юг" обеспечивает связь стран Балтийского региона с Индией и Ираном. Индекс этого транспортного коридора: NS. Главным конкурентом этого коридора является морской транспортный путь через Суэцкий канал. Однако МТК "Север - Юг" имеет несколько ощутимых преимуществ. Прежде всего, этот сухопутный маршрут вдвое короче по расстоянию, а значит, перевозки грузов этим путем обходятся значительно дешевле. На сегодняшний день особенно активным участником данного транспортного коридора выступает Казахстан. Страна использует его для транспортировки своих экспортных товаров (в первую очередь, зерновых) в страны Персидского залива. Общий же товарооборот этого коридора оценивают в 25 миллионов тонн груза ежегодно.
2. Транссибирская магистраль (или МТК "Транссиб") - это важнейший коридор, проходящий по просторам России и связывающий страны Центральной Европы с Китаем, Казахстаном и Корейским полуостровом. Имеет несколько ответвлений на Киев, Санкт-Петербург, Улан-Батор.
Транссиб — двухпутная, полностью электрифицированная железнодорожная линия, протяженностью около 10 тыс. км, технические возможности которой позволяют освоить объемы перевозок грузов до 100 млн. тонн в год, в том числе международного транзита в контейнерах на уровне 200-300 тыс. TEU из стран Азиатско-тихоокеанского региона в Европу и Центральную Азию.
Транссиб, имея выход на востоке на сеть железных дорог Республики Кореи, Корейской Народно-Демократической Республики, Китая и Монголии, а на западе - в европейские страны, обеспечивает транспортно-экономические связи стран Азиатско-тихоокеанского региона с европейскими странами и странами Центральной Азии.
3 МТК № 1 (панъевропейский) - связывает важные города Прибалтики - Ригу, Калининград и Гданьск. Она охватывает десять международных коридоров разного направления. Обозначается как "PE" с добавлением определенной цифры (от I до X).
Панъевропейский международный транспортный коридор-1 проходит по территории шести государств: Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, России и Польши. Его общая длина составляет 3285 километров (из них - 1655 км - по автомагистралям и 1630 км - по железной дороге). Панъевропейский МТК № 1 связывает друг с другом крупные европейские столицы: Хельсинки, Таллинн, Ригу, Каунас и Варшаву. В границах этого транспортного коридора находится шесть аэропортов и 11 портов.
4 МТК № 2 (панъевропейский) - связывает такие города, как Минск, Москва и Нижний Новгород. В будущем планируется продолжение коридора до Екатеринбурга.
Панъевропейский международный транспортный коридор-2 связывает между собой Центральную Европу с европейской частью России. Он проходит по территории четырех государств. Это Германия, Польша, Беларусь и Российская Федерация. Транспортный коридор соединяет такие крупные города, как Берлин, Познань, Варшава, Брест, Минск, Москва и Нижний Новгород.
5 МТК № 9 (панъевропейский) - соединяет между собой Хельсинки, северную столицу России - Санкт-Петербург, Москву и Киев.
Учитывая, что северо-западный регион РФ является единственной границей РФ с Евросоюзом, по МТК № 9 проходит значительная часть грузооборота со странами Европы. Этот МТК является соединением ряда транспортных составляющих, в него входят железнодорожный, автодорожный, морской, речной, трубопроводный, авиа транспорт.
Система международных транспортных коридоров Африки
Транспортная система Африки по большинству показателей занимает последнее место среди всех региональных транспортных систем мира. На неё приходится 3-4% мирового грузо- и пассажирооборота. В структуре внутреннего грузооборота лидируют железные дороги. В пассажирообороте их опередил автомобильный транспорт. Для этих видов транспорта характерна техническая отсталость (разноколейность и паровозная тяга на железных дорогах, преобладание грунтовых автодорог и др.). В десятке стран Африки железных дорог пока вообще нет. Имея в настоящее время порядка 70 тыс. км железнодорожных линий, Африка занимает по этому показателю последнее место в мире. Густота железнодорожной сети на континенте в три-четыре раза меньше среднемировой. На 1 млн. чел. населения приходится 80 км железных дорог (для сравнения в Европе – 500 км). В Африке менее 10 % линий – двухпутные и всего 20 % – электрифицированные. Транспортная подвижность населения в Африке также самая низкая в мире.
Коридор развития Мапуту является главным. Инфраструктура коридора:
– Автомагистраль, железная дорога, морской порт, пограничный пост, трубопровод
Система международных транспортных коридоров Америки
В Северной Америке транспортные коридоры создаются и развиваются в рамках соглашения NAFTA для обеспечения торговли между Канадой, США и Мексикой.
Помимо континентальных систем МТК, существует также большое количество региональных проектов и инициатив, которые поддерживаются и реализуются отдельными странами или группами стран.
Национальные транспортные коридоры создаются в пределах одного государства. Обычно национальные коридоры соединяют между собой крупные города или городские агломерации (например, коридор Бостон — Вашингтон в США или коридор Токайдо в Японии). Создаются и национальные ТК относительно небольшой длины, которые соединяют морские порты с прилегающими к ним логистическими центрами или "сухими портами". Многие национальные транспортные коридоры являются составными частями или ответвлениями МТК.
Система международных транспортных коридоров Австралии
Транспортный коридор: из Австралии и Новой Зеландии в РФ, ч/з Владивосток, Восточный, Находка
Маршрут Австралия – Юго-Восточная Азия – Россия является одним из самых перспективных на данный момент. Он связывает порты Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Индонезии, Филиппин, Китая, Кореи и России.
Источники:
1) Дергачев В.А. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БОЛЬШИХ МНОГОМЕРНЫХ ПРОСТРАНСТВ. Монография. (Электронное издание на CD + Интернет-гиперссылки) — Издательский проект профессора Дергачева, 2011. 32 п. л. ISBN 978-966-02-6012-2
2) http://fb.ru/article/180533/mejdunarodn … -koridorov
3) http://www.morinfocenter.ru/smp.asp
4) http://casdil.ru/routes/australia-russia/
5) http://amerikos.com/usa/transportation-s