Каждый выпускник ВУЗа в своей жизни сталкивается с проблемой трудоустройства. Часто поиск работы становится проблемой уже на момент прохождения практики, когда соискатели особенно заинтересованы в приобретении опыта по специальности. К сожалению, бизнес в целом не способен быстро интегрировать новых специалистов без опыта в процесс своей работы, поэтому проблема стоит действительно остро.
По данным популярного тематического сайта поиска работы hh.ru на 7 октября 2013 года на запрос "логистика" по Москве при условиях полной занятости полного дня для соискателей без опыта работы результатом является список из 806 вакансий. Из них 663 вакансии по критерию "профессиональная область" сайт относит к категории Транспорт, то есть чуть больше 82% вакансий не требуют высшего профильного образования, так как в основном эти предложения сводятся к найму менеджеров по работе с клиентами, агентов по обработке груза, кладовщиков, грузчиков, курьеров и водителей. Ещё около 5% предложений оказываются довольно далекими от понимания логистики, например, "Медсестра/Медбрат в аэропорте Внуково". То есть под реальное рассмотрение попадают около 105 вакансий. Конечно, эти цифры не отражают полного спроса на работников, потому что множество фирм довольно быстро находят сотрудников совершенно не используя Интернет. Обычно это локальные небольшие организации, которые действительно очень привлекательны для выпускников, но эти "горячие" местечки занимают в первую очередь, как правило, знакомые или родственники штатных сотрудников. Крупные же компании реже доверяют такому найму персонала "по знакомству" и действительно проводят отбор, где выпускники могут быть пройти конкурс. И уровень этого конкурса достаточно высок. Иногда он даже выше, чем конкурс при поступлении в ВУЗ.
Сейчас в Москве по данным economic-study.ru всего 7 ВУЗов, которые выпускают логистов. Это список из довольно крупных ВУЗов с хорошей репутацией, которые позволяют обеспечить высокую конкурентоспособность среди своих выпускников. Однако, всего 3 из 7 учебных учреждений обеспечивают трудоустройство своих выпускников. "Счастливчиками" в этом вопросе могут себя назвать студенты Государственного Университета Управления, Московского Государственного Технического Университета им. Н.Э. Баумана и Российского Экономического Университета им. Г. В. Плеханова. Разумеется, никто не оставляет поисков более интересных вакансий из-за того, что есть гарантированные места. При этом выпускники Московского государственного университета путей сообщения, Московского автомобильно-дорожного института, Российского Химико-Технологического Университета им. Д.И. Менделеева и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» вынуждены находиться в поисках работы без поддержки учебных заведений. Специфика ВУЗа, конечно, накладывает определенный отпечаток на готовность молодых специалистов к борьбе за перспективные места с некоторыми особенностями, например, владение иностранными языками, применение управленческих навыков, и отдельно выделяются студенты с хорошими знаниями производственного технологического процесса. В свою очередь бизнес-сообщество в логистике так же очень многогранно, и каждый действительно может найти то, что ближе ему в зависимости от функциональных областей логистики (производство, распределение и снабжение), от масштабности компании, от подхода к управлению и разделению труда.
Будучи школьницей выпускных классов, я с трудом представляла, что могу получить от ВУЗа, в который поступала, в области логистики. Ещё меньше я осознавала, что потребуется бизнесу от меня. К сожалению, в таком же положении оказывается множество абитуриентов. И дело вовсе не в отсутствии заинтересованности или сознательности, а в низкой информированности школьников и студентов о логистике - ее академической составляющей - и логистическом бизнес-функционировании. Это - очевидная реакция на сложившееся положение вещей. В первую очередь ВУЗы несколько пространно представляют то, для чего и к чему готовят кадры, так как бизнес не имеет четкой программы сотрудничества с ВУЗами по вопросам подготовки квалифицированных специалистов. В России в принципе очень сложно запускаются механизмы интеграции - это действительно глобальный вопрос. И именно это абсолютно конкретное сотрудничество бизнеса и ВУЗов было бы результативным, а через некоторое время и очень эффективным. Ко второй причине стоит отнести вечный негласный спор о первичности спроса или предложения: по какой системе должны формироваться кадры? Стоит ли ВУЗам отвечать на спрос или же самим формировать предложение для бизнеса. Крайности очевидны при любом из подходов. В первом случае есть огромная вероятность выпуска специалистов с навыками быстрого ориентирования в определенной документации, в простых бизнес-процессах, в первичном делопроизводстве, в оперативной деятельности. Во втором же случае, который несколько ближе к современной действительности, студенты получают представление о как бы "сверхидее" своей специальности, часто о принятии управленческих решений на руководящем уровне, так как, действительно, специалист по определению, безусловно, относится не к исполнительскому уровню организационной структуры. Но не менее очевидным является то, что хороший менеджер не может не знать работы исполнительных звеньев. И это - проблема, во-первых, отбора специалистов, потому что часто случайные знания о работе и специфике работы логистов оказываются решающим аспектом при выборе кандидата, а, во-вторых, это становится сложностью при адаптации молодого специалиста на рабочем месте. К стандартному стрессовому набору (новый коллектив, смещение баланса между получением и отдачей, даже, элементарно, другой режим дня) добавляется множество довольно очевидных специфичных особенностей просто незнакомых выпускникам. Чаще это касается довольно примитивных практических навыков (умение "читать" первичную документацию, составлять отчетность, грамотно работать с почтой, использовать профессиональную бизнес-терминологию), освоить которые, на первый взгляд, не оставляет большого труда. По факту же на эту адаптацию новый молодой сотрудник тратит в среднем около [трех месяцев - нужен результат опроса].
Отредактировано Ноздрачева Евгения (2013-11-04 23:42:50)